«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Первыми стартовали фармацевты

П.Ф. ЛитвицкийВ начале апреля месяца на Ученом совете академии обсуждался вопрос о реализации заочной формы образования в ММА им. И.М. Сеченова. В связи с этим наш корреспондент обратился к проректору по учебной работе члену-корреспонденту РАМН, профессору Литвицкому Петру Францевичу с просьбой ответить на ряд вопросов.

Корр.: Каковы, по-Вашему, современные тенденции развития высшего профессионального образования и как они решаются?

П.Ф.: Современные системы образования в различных странах характеризуются формированием новых закономерностей развития. К ним, помимо прочих, относятся: – глобализация систем образования (от национального до наднационального масштаба). При этом образование в развитых странах превращается в важный фактор экономического роста: затраты на образование в этих странах дают до 200% и более дивидентов в валовый национальный доход; – стандартизация образовательных систем, направленная на унификацию требований национальных систем обучения и достижение его должного качества, содержания и эффективности; – конкуренция систем обучения, обусловленная борьбой за образовательные рынки в связи с их высокой финансовой, содержательной и технологической отдачей.

Указанные выше тенденции в большой мере обусловили интеграцию Европейского геообразовательного региона. Как известно, в 1998 году министры образования Франции, Великобритании, Италии и Германии подписали документ, названный как «Совместная декларация о гармонизации систем европейского высшего образования». В 1999 году Декларацию подписали уже 29 стран, в 2001 – еще четыре, в 2003–2004 гг. – большинство европейских государств, в том числе – Российская Федерация. В Болонской Декларации определена цель: формирование единой европейской зоны высшего образования, ее признание в мире и обеспечение ее высокой конкурентоспособности.

Несмотря на ряд существенных отличий, положения Болонской Декларации во многом близки инновационным идеям «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», утвержденной Правительством Российской Федерации 29.12.2001 г. и реализуемой в Российских вузах, включая и нашу академию.

Корр.: Распространяются ли идеи Декларации и Концепции на заочную форму образования, учитывая, что она имеет ряд особенностей?

П.Ф.: Конечно, да и полностью. И Болонская Декларация, и Российская Концепция модернизации образования одной из задач ставят создание условий доступности получения высшего профессионального образования каждому гражданину страны, у которого есть желание, способности и возможности сделать это. В большой мере это относится к работающей молодежи, желающей повышать свой профессиональный уровень и компетентность, что они и делают в системе заочного образования.

Корр.: Учитывая интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, можем ли мы говорить, что заочное образование в наше время становится дистанционным образованием?

П.Ф.: Это не совсем так. Заочное образование это форма образования (точнее – форма самообразования, регулируемая и реализуемая государством на основе единого национального образовательного стандарта). При этом студенты дважды за учебный год (а на первом курсе – три раза) обучаются в аудиториях вуза – на так называемых установочных сессиях. На этих сессиях (каждая по 30–40 и более дней) студентам читаются лекции, проводятся консультации, обсуждаются результаты контрольных работ, проводятся индивидуальные занятия. Как видите, получение образования при заочном обучении (так же как и при других формах – очного дневного и вечернего) обеспечивается с использованием различных технологий: аудиторных, внеаудиторных, дистанционных – с использованием книг или электронных носителей информации, а также – возможностей Internet.

   

Корр.: Считается, что родиной заочного образования является Россия: в 20-е годы прошлого века и стар и млад сел за парты – учились и днем, и в вечерних школах молодежи, и заочно – получая и отправляя бандероли с заданиями и ответами на них в городские институты.
П.Ф.: Это справедливо только отчасти – имеются сведения о том, что первым (или одним из первых) вузом, в котором использовалась заочная форма обучения, был Лондонский заочный университет в Англии, организованный в 1836 году и использовавший «бандерольное» («case») обучение. В России эта форма действительно стала широко использоваться в 20-е годы предыдущего столетия – во время так называемой первой Культурной революции, а затем – в послевоенные 40-е годы. Статистика свидетельствует, что в России сейчас по заочной форме получают образование около 30–35% обучающихся.

Корр.: Как давно и в каком масштабе используется заочная форма обучения в нашей Академии?

П.Ф.: Впервые заочники появились у нас еще в стенах Московского медицинского института – в 1958 году, когда в его состав в виде фармацевтического факультета вошел бывший Московский фармацевтический институт. Эта форма обучения использовалась до 1970 года. Было проведено 13 выпусков и подготовлено более 2600 провизоров. Вновь заочное обучение было возрождено в 2001 году уже на двух факультетах: фармацевтическом и высшего сестринского образования. Сейчас по фармации обучается 200 студентов (это составляет 12% от всех студентов факультета), по сестринскому делу – 273 (40% обучающихся на факультете). В будущем учебном году готовится первый выпуск этой генерации заочников.

Корр.: Отличается ли содержание и методика обучения заочников от студентов очного и вечернего форм обучения? Если да, то чем?

П.Ф.: Если говорить о содержании, то нет – образовательный стандарт единый – Государственный. А вот учебный план, программы по дисциплинам, методики обучения, отдельные технологии и контрольно-обучающие материалы – другие. Для заочников разработаны специальные методические пособия, обучающие и контролирующие материалы. Богатый педагогический опыт преподавателей академии позволил создать оригинальные методические разработки по управлению процессом самостоятельного обучения – ведь заочники примерно 70% учебного времени занимаются вдали от преподавателя.

Нужно сказать, что студенты-заочники весьма заинтересованы в получении высшего профессионального образования. Это создает перспективу их профессионального и карьерного роста, основу увеличения заработной платы, возможность одновременно учиться и зарабатывать на жизнь. С другой стороны, тесная связь содержания учебы с проблемами на работе обеспечивает весьма высокий уровень знаний студентов-заочников. Их успеваемость в нашей академии выше (например, средний балл на заочном отделении фармацевтического факультета по сумме всех сессий равен 4,2), чем у студентов вечернего (средний балл – 3,5) и даже дневного отделения (средний балл – 4,1) факультета.

Кроме того, конкурс при поступлении на заочные отделения фармацевтического факультета и факультета высшего сестринского образования академии выше, чем на дневное и вечерние их отделения, а также – на другие факультеты. Об этом же свидетельствует факт увеличения числа студентов, поступающих на учебу на заочные отделения на платной основе.

Корр.: Учитывая, что на заочные отделения поступают люди, закончившие медицинские или фармацевтические училища и колледжи, имеющие опыт работы, возраст их, по-видимому, уже солиден. Иначе говоря, целесообразна ли экономически заочная форма обучения для государства и академии?

П.Ф.: В наше время – вполне целесообразна. Мир в последние годы существенно поменялся. Студенты-заочники старше студентов дневного отделения лишь на 3–7 лет. То есть, на те несколько лет, которые у них ушли на учебу в медицинских и фармацевтических училищах, а у некоторых – на работу в практической сфере. Но все они быстро осознали аксиому – качество работы и ценность сотрудника напрямую определяется уровнем и качествомего образования, которые необходимо поддерживать на протяжении всей профессиональной жизни.

Корр.: Учитывая приоритеты заочной формы образования, о которых Вы говорили, очевидно, что эта форма требует постоянного совершенствования. Что делается у нас в Академии для этого?

П.Ф.: С этой целью в Академии проводится целая система мер. Прежде всего, это подготовка оригинальных обучающих и контролирующих материалов для студентов, в основном – в виде профессиональных задач-ситуаций; обобщенных и частных алгоритмов решения реальных (как типовых так и нестандартных) профессиональных (фармацевтических и сестринских) задач – ориентировочной основы действий по их решению для обучаемых.

Кроме того, это – разработка методических материалов для преподавателей и студентов по проведению очных сессий и, самое главное – методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов (напомню, что она составляет почти 70% учебного времени). Все материалы (обучающие, контролирующие, методические) получает каждый студент. Большая часть их – в виде подборки программ, учебников и руководств. В 2003 году в Академии создана Редколлегия по подготовке и изданию Электронных библиотек по медицине и фармации на компакт-дисках (CD).

Редколлегию возглавил Ректор – академик Пальцев Михаил Александрович. В настоящее время издано 13 томов (из планирующихся 36 по всем дисциплинам специальности «Фармация»). Интересно, что представители одного из крупнейших издательств мира – «ELSEVIER», познакомившиеся с технологией создания электронной библиотеки, достаточно высоко оценили работу специалистов нашей академии.

Издания Электронной библиотеки выдаются всем студентам всех отделений (заочного, дневного, вечернего) фармацевтического факультета. В связи с этим, 2003 год можно назвать началом системного внедрения (в целом – по специальности «Фармация») элементов технологии электронного обучения в ММА им. И.М. Сеченова!

В последние годы в академии организованы также персональные дополнительные консультации ведущих преподавателей кафедр для студентов-заочников. Эти консультации проводятся во время приезда студента в Академию по его индивидуальному графику. Такие консультации – одна из наиболее эффективных методик обучения (по сути она реализует Сократовский принцип – «Один учитель – один ученик!»).

В целом, опыт организации образовательного процесса на заочных отделениях фармацевтического факультета и факультета высшего сестринского образования дает основания для заключения о целесообразности использования этого опыта и на других отделениях (дневном, вечернем), а также на других факультетах Академии. Особенно это относится к методике (да и методологии!) организации самостоятельной работы студентов, разработке учебно-методических пособий управляющего типа, изданию Электронных библиотеки использованию в образовательном процессе компьютерных и информационных технологий.

В совокупности, организация, содержание и методика образовательного процесса на заочных отделениях Академии в большой мере отвечает положениям Концепции модернизации Российского образования и Болонского процесса.