«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.05.2005

Ждем первого выпуска

Доклад декана Стоматологического факультета И.М. Макеевой на ученом совете ММА им. И.М. Сеченова.

Декан стоматологического факультета И.М. МакееваСтоматологический факультет ММА им. И.М. Сеченова принял первых студентов в 2001 году. В связи с его созданием, естественно, начала бурно развиваться стоматологическая служба. Сегодня помощь оказывается в 5 отделениях, клинике челюстно-лицевой хирургии и 6 кабинетах при клиниках, которые являются базами для проведения учебного процесса.

На нашем факультете обучаются 456 студентов, они занимаются на 38 кафедрах академии. 5 кафедр являются профильными. На всех кафедрах созданы рабочие программы, адаптированные к особенностям стоматологического образования, написаны методические рекомендации, накоплен банк тестовых заданий, препаратов и учебных пособий.

Для студентов созданы циклы лекций с углубленным освещением разделов, имеющих отношение к их будущей специальности. Проделана огромная работа. Радует, что в ответ на это наши первые студенты демонстрируют прекрасные знания по базовым и общемедицинским предметам.

Дисциплины специальности преподаются на 5 профильных кафедрах факультета. Среди преподавателей такие заслуженные, авторитетные люди, как академик РАМН, профессор Н.Н. Бажанов (кафедра госпитальной хирургической стоматологии); академик РАО, профессор В.А. Попков — (кафедра общей химии); заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В. Боровский (кафедра терапевтической стоматологии). Всего работают на профильных кафедрах 55 человек.

Кафедра терапевтической стоматологии с курсом ортопедической стоматологии расположена на базе отделений терапевтической стоматологии и ортопедической стоматологии. На кафедре преподаются следующие дисциплины студентам 2, 3, 4 и 5 курсов: пропедевтическая стоматология; терапевтическая стоматология; ортопедическая стоматология.

По каждой дисциплине созданы рабочие программы, методические пособия, сборник тестовых заданий и ситуационных задач, учебные компьютерные анимационные фильмы, цикл лекций на компакт-дисках. По терапевтической стоматологии написан учебник.

Практическая часть учебного процесса организована с использованием фантомных классов, оснащенных 20 установками, позволяющими отрабатывать практически все мануальные навыки, необходимые стоматологу, с использованием современных материалов и инструментов. Оборудование наших фантомных классов не уступает оборудованию фантомных классов медицинского факультета Университета Болоньи.

Клиника терапевтической стоматологии имеет 16 установок, из них 8 используются при проведении учебного процесса. Эндодонтические манипуляции студенты отрабатывают на натуральных удаленных зубах, используя самые современные эндодонтические установки «АТР -техника» с компьютерным программным управлением.

Курс ортопедической стоматологии оснащен 10 фантомными установками, сочетающими место врача и место зубного техника. В клинике работают 11 стоматологических установок, из них 6 используются при проведении учебного процесса. Зуботехническая лаборатория рассчитана на 6 рабочих мест, в том числе — 2 места для техников-керамистов.

На кафедре и курсе работают 2 профессора, 4 доцента, 15 ассистентов. На кафедре преподает Заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В. Боровский, по чьим учебникам учились и учатся все стоматологи СССР и России.

Большое количество ассистентов необходимо кафедре в связи с тем, что клинические группы состоят из 5 человек. Все ассистенты являются совместителями, что позволяет им участвовать в учебном процессе и зарабатывать деньги для академии в качестве врачей стоматологических отделений.

На кафедре уже создан музей истории стоматологии.

Традиционным на факультете стало проведение конкурсов мастерства среди студентов. Будущие стоматологи соревнуются в рисовании, лепке зубов, в работе на фантомах и в клинике, с пациентами. На кафедре работает СНО по терапевтической и ортопедической стоматологии.

Последипломное обучение на кафедре проходят: интерны — 6 (4 — коммерческие); ординаторы — 6 (4 — коммерческие); аспиранты — 4.

Закончили ординатуру —2(1— коммерческий), 1 оставлен на кафедре. Аспирантуру — 1 (в настоящее время является ассистентом кафедры, так как ею успешно защищена диссертация).

Клиническая работа

За 2004 год сотрудниками кафедры, работающими в качестве врачей в отделении, принято 536 человек, из них санировано 166 человек. На кафедре терапевтической стоматологии занимаются лечением кариеса, его осложнений, некариозных поражений, патологии пародонта. На курсе ортопедической стоматологии проводятся все виды съемного и несъемного протезирования, включая протезирование цельнолитыми и металлокерамическими коронками, изготовление бюгельных и шинирующих бюгельных протезов, изготовление полных и частичных съемных протезов.

На кафедре ведется научная работа, направленная на изучение патологии твердых тканей зубов, осложнений кариеса и новых стоматологических материалов.

Кафедра стоматологии детского возраста с курсом профилактики. Здесь преподаются следующие дисциплины студентам 2, 3, 4 и 5 курсов:
  • профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний;
  • детская стоматология;
  • терапевтическая, хирургическая, ортодонтия. 
По каждой дисциплине созданы рабочие программы, методические пособия, сборник тестовых заданий и ситуационных задач, цикл лекций на компакт-дисках. Для проведения учебного процесса используются 10 фантомных рабочих мест.

Базой является отделение стоматологии детского возраста, оно оснащено 11 установками, из них 8 используются при проведении учебного процесса.

На кафедре 1 профессор, 2 доцента и 4 ассистента. Последипломное обучение проходят 1 интерн, 1 ординатор и 2 аспиранта.

В 2004 году сотрудниками кафедры, работающими в отделении детской стоматологии, принято 105 человек.

Научная работа связана с лечением и профилактикой стоматологических заболеваний у детей с коллагенозами, патологией развития твердых тканей зубов, и черепно-лицевыми аномалиями и аномалиями прикуса.

Кафедра факультетской хирургической стоматологии. Базой является отделение общей стоматологии № 2. В отделении создан операционный блок на 6 кресел, стационар одного дня на 4 койки. Преподавание проводится студентам 3,4 и 5 курсов. На кафедре 1 профессор и 3 ассистента. Созданы рабочая программа, методические пособия, сборник тестовых заданий и ситуационных задач, цикл лекций на компакт -дисках.

Для организации учебного процесса используются 10 фантомов с удаляемыми зубами. Уникальность этих фантомов заключается в том, что зубы зафиксированы силиконом, и при их удалении возникает сопротивление, имитирующее сопротивление тканей при удалении естественных зубов.

На кафедре проводятся все виды амбулаторных хирургических вмешательств, включая лечения заболеваний пародонта с использованием фибробластических культур и мембранных техник, удаление зубов и зубосохраняющие операции, дентальную имплантацию с последующим протезированием.

В 2004 году сотрудниками кафедры принят 101 пациент, проведено 48 операций, из них 8 — с использованием стационара одного дня.

Кафедра госпитальной хирургической стоматологии. Говорить о достижениях этой кафедры в рамках стоматологического факультета было бы не совсем правильно: кафедра ЧЛХ давно снискала всероссийскую известность.

Коллектив кафедры проводит занятия со студентами 4 и 5 курсов. По дисциплине созданы рабочие программы, методические пособия, сборник тестовых заданий и ситуационных задач, цикл лекций на слайдах. Базой является отделение ЧЛХ, имеющее 20 коек и 6 стоматологических установок, операционные и перевязочные. На кафедре оборудованы прекрасные учебные комнаты как для теоретических, так и для практических занятий.

Коллектив кафедры возглавляет патриарх отечественной хирургической стоматологии, академик Бажанов Н.Н. На ней преподают 5 профессоров, 3 доцента, 4 ассистента. Последипломное образование проходят 13 ординаторов (9 платные) и 3 аспиранта (1 платный).

Кафедра имеет уникальную возможность показывать студентам пациентов с травмой, одонтогенными воспалительными процессами, рекоструктивными операциями.

Курс стоматологического материаловедения преподается на базе кафедры общей химии. Руководит курсом профессор Нестерова О.В.

Созданы методические пособия, тестовые задания, написано необходимое учебное пособие. Разработаны и реализованы учебные экспериментальные и лабораторные работы, которые позволяют студентам понять свойства стоматологических материалов. Написано пособие «К лабораторным, практическим и семинарским занятиям по курсу стоматологического материаловедения для стоматологического факультета».

На кафедре ведется работа по созданию и стандартизации композиций для лечения полости рта, но для проведения ряда исследований не хватает возможностей материально-технической базы.

На кафедре 6 аспирантов.

Материальная база факультета

Всего на балансе академии находятся: 63 стоматологические установки, из них 50 задействованы при проведении педагогического процесса; 46 фантомных установок.

Сотрудниками факультета в 2004 году защищено 4 диссертации на соискание ученой степени к.м.н., из них — одна являлась совместным исследованием, выполненным на кафедрах общей химии и терапевтической стоматологии. Запланировано 14 диссертационных исследований.

В 2004 году сотрудниками факультета опубликовано 87 печатных работ, в том числе — 11 учебных пособий.

2 студентки 4 курса стоматологического факультета были награждены медалями им. Н.И. Пирогова — Монастырева Э.Г. и Сутягина А.А. Сегодня на стоматологическом факультете обучаются: I курс — 145 студентов (101 — бюджетный, 24 — платных, 20 — иностранных); II курс — 147 (99 — бюджетных, 28 — платных, 20 — иностранных); III курс — 111 человек (97 — бюджетных, 14 — иностранных); IV курс — 53 студента (бюджетные);

54 иностранных студента из Ирана, Израиля, КНР, СРВ, Греции, Сирии, Армении, Азербайджана, Грузии, Украины. 53 — платных, 1 — бюджетный.

За счет обучения иностранных студентов на счет академии поступило 324000 у.е. (9234000 руб.): в 2002-2003 уч.г. - 44000 у.е. (1254000 руб.); в 2003-2004 уч.г. -108000 у.е. (3078000 руб.); в 2004-2005 уч.г. - 172000 у.е. (4902000 руб.).

За обучение студентов на контрактной основе на счет академии поступило 7455000 руб. (ожидается к концу учебного года — 7980000 руб.). Для справки: в 2003/2004 уч.г. - 2520000 руб.; в 2004/2005 уч.г. -4935000 руб. (ожидаемая сумма к концу года - 546000000 руб.).

В 2004—2005 учебном году за счет последипломного обучения на счет академии поступило 2025000 руб.

Всего на счет академии за обучение поступило 18764000 руб.

Врачами поликлинических стоматологических отделений за 2003—2004 год заработано 6168879 руб., из них 1563314 руб. по ОМС, 4605565 руб. - по ДМС и ПМУ. Таким образом, общая сумма, заработанная сотрудниками стоматологического факультета и поликлинических стоматологических отделений, составила 24932000 руб.

Задачи, стоящие перед факультетом


1. Расширение учебной базы.

Наибольшая нагрузка приходится на фантомный класс кафедры терапевтической стоматологии, где студенты постоянно занимаются препарированием искусственных зубов: на 1 фантомную установку приходится 7 студентов. Это значит, что каждый студент имеет возможность препарировать только 5 зубов без проведения смены искусственного зубного ряда.

В среднем сегодня по факультету на 1 учебную стоматологическую установку в клинике приходится 18 студентов, однако с сентября 2005 года (при условии сохранения контрольных цифр приема на факультет) эта цифра резко возрастет и составит 33 студента.

Основная наполняемость факультета ожидается в 2007 году. Численность студентов при сохранении контрольных цифр приема составит порядка 700 человек. Для обеспечения такого количества студентов рабочими местами необходимо ввести в строй еще 15 фантомных установок и, как минимум, 60 стоматологических установок и изыскать площади для их размещения.

В январе 2005 года начались подготовительные работы по созданию фантомного класса на 15 мест: составлен перечень оборудования и представлен план ремонта помещений.

2. На факультете ведется подготовка к проведению первого выпуска, который состоится в 2006 году.

Коллектив работает над подготовкой к 3-этапному государственному экзамену. На кафедрах создан и постоянно расширяется и совершенствуется банк тестовых заданий и ситуационных задач. Опубликованы сборники тестовых заданий и ситуационных задач. Налажен обмен тестовыми заданиями с другими вузами.

Первостепенное внимание уделяется обработке и совершенствованию мануальных навыков, так как студенты должны не только качественно выполнять определенный Госстандартом набор мануальных навыков, но и делать это уверенно, не волнуясь. Проводимые ежегодно конкурсы профессионального мастерства среди студентов способствуют развитию у наших студентов умения спокойно работать с пациентами под пристальным надзором членов комиссии.

Важную роль в профессиональном становлении играет работа студентов в рамках производственной практики: с одной стороны, это — совершенствование мануальных навыков, а с другой — знакомство с принципами организации стоматологической помощи.

При проведении устного собеседования мы постоянно требуем от студентов глубоких знаний по специальности, экскурсов в смежные разделы патологии, гистологии, физиологии и анатомии и других базовых дисциплин. Только такой подход позволит сформировать фундаментальные знания, которые в комплексе с отработанными мануальными навыками и основами клинического мышления помогут выпускнику приступить к успешному продолжению обучения в интернатуре.

3. Самоаттестация и лицензирование.

Работа на факультете проводится в соответствии с Уставом академии и построена на базе Госстандарта и Квалификационной характеристики. Однако на факультете не просто слепо используются указанные документы. Мы вносим коррективы как в Госстандарт, так и в КХ, так как стоматологическая наука и практика претерпевает бурное развитие и многие положения этих документов безнадежно устарели. Необходимо также отразить внедрение в учебный процесс современных технологий и материалов.

На факультете строго соблюдаются правила ведения документации. Номенклатура дел кафедр и деканата полностью соответствует распоряжению ректора. Проведенные проверки не выявили серьезных нарушений и ошибок.

Лицензирование.

Лицензию на проведение базового стоматологического и последипломного образования можно подтвердить только качеством выпускников, интернов, ординаторов и аспирантов. Коллектив факультета делает все возможное для воспитания специалистов высокого качества. Для этого есть все: поддержка и понимание со стороны руководства академии, прекрасная материальная база. признанные в мире авторитеты, такие, как академик Н.Н. Бажанов, профессор Е.В. Боровский, опытные и энергичные педагоги, желание и умение коллектива работать.

4. Кадровая политика и кадровый вопрос.

Требования к сотрудникам профильных кафедр факультета очень высоки. Они должны не только обладать глубокими знаниями по специальности, но и быть отличными клиницистами и иметь склонность к педагогической работе. На факультете постоянно идет активная подготовка собственных кадров. Сотрудниками кафедр становятся наиболее перспективные и талантливые ординаторы и аспиранты: так, на факультете работает ассистент Т.Н. Новоземцева, которая успешно защитила диссертацию, будучи аспирантом кафедры.

Лучшим пополнением педагогического коллектива стоматологического факультета станут наши выпускники. Мы возлагаем большие надежды на студентов первого набора. Именно из них можно вырастить достойные педагогические кадры, которые будут успешно трудиться на факультете. Для этого необходимо создать им возможность продолжить обучение в интернатуре и в клинической ординатуре, а затем — заниматься научными исследованиями в аспирантуре.

В связи с этим встает вопрос о создании Спецсовета стоматологического факультета. Безусловно, Спецсовет может начать свою работу только после проведения первого выпуска, когда мы будем аккредитованы по стоматологии, а наш факультет станет полностью легитимным. Однако планировать создание Спецсовета целесообразно уже сейчас.