«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Самый «счастливый» медвуз России

Проблема обеспечения профессионализма и педагогического мастерства -одна из важнейших в дидактике. Ее значение осознается многими специалистами, но достаточно редко выполняется на практике по объективным и субъективным причинам.

Даже если называть педагогами только профессионалов, а не многих людей, как это бывает в реальности, то их окажется великое множество: воспитатели, учителя, преподаватели, мастера, те, кто не являются педагогами по базовому образованию или основной специальности. Важно отметить, что это и методисты, и ученые, и управленцы, хозяйственники. Это не только самый массовый отряд интеллигенции, в значительной мере обеспечивающий настоящее и будущее страны, но и люди, облеченные доверием государства и общества помогать социальному воспроизводству поколений и ответственные за свой труд.

Статус педагога - критерий весьма относительный. Можно иметь множество академических регалий, но быть неважным педагогом. И наоборот, не имея в силу разных причин и обстоятельств высоких званий и не занимая ответственных должностей в университетской среде, состояться прекрасным методистом-наставником.

Очевидно противоречие между массовой потребностью в сотнях и тысячах преподавателях-профессионалах и уникальностью требований к их личности и деятельности. Встречаются люди, которые, получив профессиональное педагогическое образование, и даже работая по специальности десяток лет, так и не становятся Преподавателями. Констатируя столь существенное противоречие, нельзя не отметить одну особенность: являясь, по сути и значимости социальным, оно преодолевается личностно.

Разумеется, многое должно и может сделать государство (улучшить материально-техническую базу учебных заведений, вузов, «национальных университетов», усовершенствовать учебные планы и программы, содержание и методы профессиональной подготовки, поднять организационный и научный уровень) однако это лишь внешняя сторона дела. Необходима и внутренняя работа педагога над собой. Тогда преподаватель «от вуза» может постепенно достичь уровня Преподавателя «от Бога».

Немалая часть людей обладает врожденным педагогическим даром - важнейшей предпосылкой успешности на поприще обучения и воспитания. Такого человека видно еще задолго до его профессиональной деятельности. Когда склонности и возможности совпадают, получается педагог «от Бога». Многое им получено в ходе профессионального обучения. Было бы глупо недооценивать важность общих и специальных знаний, влияние факультета и общественной среды, общение с преподавателями и старшими коллегами.

Истинному Педагогу присущи самые разнообразные качества, но остановимся на главном. Это уважение к студентам и исходная доброта к ним, радость сотрудничества с воспитанниками, стремление и способность проникнуть в мир студенчества, понять представления учащихся. Все это составляет высокую духовность - интеллигентность, образованность и воспитанность.

Корни профессионализма настоящего Педагога - в его человечности и порядочности, вместе они формируют его личное достоинство - главный показатель социальности. Профессиональная духовность педагога, его компетентность, неизменно направляемая на благо студентов, на становление их социальности - принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни. Его, педагога, духовные богатства добровольно преподносятся и дарятся окружающим и, прежде всего - студенческой аудитории.

Профессиональное совершенство педагога -достояние общественное. Оно формируется путем активной работы, безграничными усилиями в самосозидании. Общество лишь создало возможность (или не помешало) обрести ему духовность, широкую эрудицию, педагогический талант.

В образовании, в том числе и медицинском, нужно более ревностно и бережно относиться к педагогическим кадрам, ученым, имеющим колоссальный жизненный и профессиональный опыт, умения и огромный багаж знаний. Сегодня ставится вопрос о том, чтобы система образования была поставлена в один ряд с социальными институтами, обеспечивающими национальную безопасность нашей страны. Ничто не должно препятствовать выполнению этой приоритетной задачи.

Ссылки на слабость экономики, ограниченность ресурсов (прежде всего финансовых), наличие других проблем, все это не является четким ответом и убедительной аргументацией в решении вопросов подготовки квалифицированных педагогических кадров.

Коммерциализация образования, в каких бы формах она ни осуществлялась, не имеет ничего общего с демократическими ценностями, правами человека, включая право на приобщение к знаниям и культурному наследию.

Лев Николаевич Толстой считал, что «Счастлив тот университет, в котором на 50 профессоров приходится хоть один уважаемый и любимый студентами». Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова. безусловно, «счастливый» медицинский ВУЗ России. Отрадно осознавать, что в нем трудятся такие Преподаватели, как А.А. Воробьев, И.И. Косарев, М.В. Карагезьян, А.В. Коржуев, М.А. Фокина, А.Ю. Миронов, Н.Б. Ромаданова...

Считаем большой честью присутствовать на семинарских занятиях и слушать лекционный курс у таких ученых, как В.К. Гостищев, Н.И. Прохоров, Н.Д. Творогова, В.И. Бадиков и многих, многих других настоящих Учителей и Педагогов «от Бога»!


Исходная статья: "Медицинская академия" №3
Авторы:  М.Л. Корнеев, аспирант, выпускник МПФ, М.С. Горохов, студент ФВСО, IV курс