«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.05.2005

Эпидемиологи нового поколения

28 января 2005 года в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова проходила научно-практическая конференция «Проблемы обучения и повышения квалификации эпидемиологов», организованная кафедрой эпидемиологии медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования (МПФ ППО) ММА им. И.М. Сеченова.

На конференции были рассмотрены актуальные вопросы подготовки кадров в области эпидемиологии в свете происходящих в настоящее время изменений как в практической службе, так и в образовательной деятельности. Среди них проблемы преемственности в подготовке и повышении квалификации эпидемиологов; обеспечения интеграция в подготовке эпидемиологов со смежными кафедрами и противоэпидемической практикой; организация и проведение мониторинга качества подготовки специалистов-эпидемиологов на последипломном этапе образования.

Конференцию открыл с приветственной речью декан МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова профессор А.М. Большаков. На конференции были представлены доклады преподавателей кафедры эпидемиологии МПФ ППО, коллег со смежных кафедр факультета и додипломных кафедр эпидемиологии ММА и других вузов страны, а также представителей фирм.

Вопросам совершенствования преподавания эпидемиологии на додипломном этапе было посвящено выступление проф. Н.И. Брико от группы авторов кафедры эпидемиологии МПФ ММА (Покровский В.И., Брико Н.И., Лиенко Б.П., Миндлина А.Я.). Основная задача кафедр эпидемиологии сегодня представляется как подготовка специалистов-эпидемиологов нового поколения, владеющих всем спектром эпидемиологических исследований, как инфекционной, так и неинфекционной патологии, позволяющих определить причины и факторы риска заболеваемости.

Эта задача становится еще более актуальной в связи с присоединением нашей страны в Болонской конвенции, призванной создать единую конкурентоспособную общеевропейскую систему образования. В связи с этим вопросам преподавания эпидемиологии в настоящее время уделяется большое внимание.

Важность концепции непрерывного профессионального образования — «от образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь» неоднократно подчеркивалась в сообщениях выступающих.

Академик РАМН, проф. Б.Л. ЧеркасскийДоклад заведующего кафедрой эпидемиологии МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова академика Черкасского был посвящен специфике и проблемам последипломного преподавания эпидемиологии, решение которых невозможно без осуществления принципа преемственности до- и последипломного этапов образования эпидемиологов.

Пути совершенствования последипломного преподавания эпидемиологии рассматривались на конференции не только с позиций профессионального образования, но и в свете основных педагогических принципов. Так, в докладе доцента кафедры эпидемиологии МПФ ППО Симоновой Е.Г. прозвучали основополагающие педагогические принципы обучения в высшей школе и их реализация на этапе последипломного образования эпидемиологов.

Вопросам специфики преподавания частной эпидемиологии на последипломном этапе подготовки специалиста-эпидемиолога был посвящен ряд выступлений профессоров кафедры эпидемиологии МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова. Так, в докладе профессора Михеевой И. В. были освещены актуальные проблемы преподавания иммунопрофилактики, профессор Акимкин В.Г. акцентировал внимание на особенностях последипломной подготовки врачей-эпидемиологов ЛПУ, профессор Галкин В. В. выступил с докладом о подготовке специалистов в области обращения с отходами ЛПУ.

Декан МПФ ППО д.м.н., профессор А.М. Большаков и академик РАМН, профессор Б.Л. Черкасский

Вопросам интеграции со смежными дисциплинами в процессе подготовки высококвалифицированного врача-эпидемиолога были посвящены выступления руководителей кафедр медико-профилактических факультетов академии: кафедры дезинфектологии (академик Шандала М.Г.), кафедры гигиены (профессор Большаков А.М.), кафедры паразитологии (академик Сергиев В.П.), доклад академика Воробьева А.А. представил профессор Несвижский Ю.В.

С огромным интересом были заслушаны выступления руководителей санэпидслужбы, в которых были сформулированы задачи подготовки эпидемиологов в связи с происходящей ее реорганизацией (Филатов Н.Н., Беляев Е.Н.).

От коллектива Нижегородской медицинской академии был представлен доклад от группы авторов Шкарин В.В. — Ковалишена О.В., Воробьева О.Н. — на тему «Оценка качества обучения на кафедре эпидемиологии НГМА».

Работа кафедры эпидемиологии представлена довузовским уровнем; додипломным уровнем; обучение иностранных студентов; последипломным уровнем. Кафедра придерживается принципов преемственности подготовки по эпидемиологии; целостность системы знаний, умений и практических навыков.

В докладе приводятся факторы, влияющие на качество обучения, основные положения концепции подготовки врачей профилактического направления. Докладчик останавливается на техническом и методическом обеспечении учебного процесса кафедры, знакомит с внеаудиторной работой кафедры. Останавливается на научно-исследовательской работе студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, соискателей. Кафедра принимает активное участие в организации и проведении конференции, форумов, симпозиумов.

На конференции были также представлены доклады представителей фирм, сотрудничающих с кафедрами в области подготовки эпидемиологов: Зубова Е.Н. «Проблемы взаимодействия медицинских вузов с производителями профилактических препаратов» (Дезиндустрия) и Воронин Е.М. «Методические подходы к выбору препаратов для вакцинопрофилактики инфекционных болезней» (Мерк Шарп и Доум ИДЕ А).

В заключение конференции состоялась презентация книги «И.С. Безденежных — ученый-эпидемиолог и преподаватель», посвященный 90-летию со дня его рождения (под редакцией д.м.н., профессора Беляева Е.Н., д.м.н., профессора Подуновой Л.Г.).

Интересные доклады и дискуссии позволили получить новейшую информацию о современном состоянии и тенденции развития преподавания эпидемиологии.

Участники конференции приветствовали организацию таких научно-практических конференций и приняли резолюцию конференции.

Исходная статья: "Медицинская академия" №3