«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Обращение руководства ЦНПО Учебной виртуальной клиники «Mentor Medicus» к своим посетителям

Уважаемые друзья, коллеги, студенты!

У нас с Вами есть возможность отдать огромный долг благодарности нашим предшественникам за поразительный прогресс, который был достигнут в МЕДИЦИНЕ, во всех аспектах этой области, включая образование.

Опираясь на прочный фундамент, который они создали, мы прилагаем усилия, чтобы структурировать и стандартизировать систему подготовки врачей и медицинских сестер, а также сформировать практико-ориентированные подходы к аккредитации специалистов и обеспечения их компетентности.

К сожалению, в силу ряда причин, во многих профессиональных сферах Российской Федерации ещё сохраняются недостаточно эффективные формы работы, которые поддерживаются устаревшими стереотипами и отсутствием контроля истинного результата деятельности. В образовании это выражается в том, что преподаватели продолжают применять устаревшие методики и технологии, а студенты не желают прилагать усилия для самостоятельного повышения качества своей подготовки, искренне веря в то, что ничего изменить нельзя, а нужно со всем смириться….

Но даже, если предположить, что процесс обучения поставлен в соответствии с эффективной технологией, и преподаватели, и студенты замотивированы, наличие объективной и независимой системы оценки результата их взаимодействия будет поддерживать эту мотивацию, а также давать информацию о необходимом совершенствовании этого процесса.

Именно принципы объективности, независимости и добровольности положены в основу работы УВК «Ментор Медикус». И мы рады получать заказы, замечания, пожелания и предложения по нашей работе от тех, кто разделяет эти принципы при обращении к нам.

Тем не менее, многие, обращаясь к нам за сотрудничеством воспринимают симуляционное обучение, на котором мы специализируемся, либо как обыденное явление (привычное практическое занятие), либо, что еще хуже, как негативное воздействие на них. Негатив связан с отрывом от работы с пациентами и «обязаловкой» делать что-то не понятное, да ещё и по тупым и многочисленным правилам, оторванным от их привычной жизни.

Это обращение направлено в основном к тем, кто испытывает первое чувство – обыденности симуляционного обучения, потому что всем остальным – негативистам, мы можем сказать, что в настоящее время все формы симуляционного обучения и процедур контроля именно в нашем центре носят добровольный характер. И, если Вас устраивает Ваша привычная жизнь и Вы считаете, что обязанностью проводить или проходить обучение в УВК «Ментор Медикус» нарушаются Ваши идеалы об обучении и экзамене, Вы вправе обратиться к администрации, чтобы Вам предложили альтернативу (обучение и/или экзамен на кафедрах, которым в большом количестве закупается симуляционное оборудование или в другом тренинговом центре Первого меда «Пракси Медика»).

Существуют исследования, показывающие, что по прошествии, в среднем,12 месяцев, после тренинга, даже хорошо обученный медицинский персонал начинает допускать недочеты в соблюдении стандарта регулярно проводимых вмешательств, что впоследствии обязательно приводит к серьезным ошибкам и дефектам оказания медицинской помощи. Изучаются причины такого явления.

Мы уверены, что на эти процессы можно влиять, главное знать о них и желать исправить, в том числе и с помощью новых подходов к обучению.

Используя симуляцию в обучении, мы делаем акцент не только на практическую подготовку, но и на теории безопасности в медицине, формы эффективного (пациент-ориентированного) общения, принципы работы в команде.

Мы считаем, что профессионализм в выполнении конкретной манипуляции прямо пропорционален частоте выполнения этой процедуры и продолжительности обучения ей.

По ряду наиболее часто выполняемых манипуляций (мытье рук, забор крови, смена постельного белья, измерение артериального давления и т.п.) существует ошибочное представление об их простоте вследствие того, что негативный результат от неправильной техники очень часто отсрочен и связь с ошибками в момент выполнения не всегда очевидна.

Например, известно, что если жгут при заборе крови был наложен более 1 минуты, то в образце забранной крови оказывается искусственно завышенный уровень калия. В результате у предоперационного пациента с низким уровнем калия в крови, (что является противопоказанием к плановой операции) будет ложно завышен этот показатель. Вследствие чего у такого пациента при проведении операции могут возникнуть судороги и другие осложнения вплоть до летальных. Найти настоящую причину случившегося будет практически невозможно и юридических последствий никаких не будет… А вдруг этим пациентом окажитесь Вы или Ваш родственник…

Мы уверены, что снижать риск таких событий нам, вместе с вами под силу, и мы будем это делать.

Мы строим взаимодействие со всеми кто к нам, приходит на следующих принципах: мы заранее сообщаем о тех правилах, которые считаем существенными. Большинство правил основано на международных стандартах. Мы признаём, что ошибки при выполнении работы неизбежны, мы не питаем иллюзий об идеальности всех и каждого, но считаем, что на ошибки необходимо уметь правильно реагировать и делать соответствующие выводы, развиваясь и двигаясь вперед…

У каждого медицинского вмешательства профессионалы назовут целый список мелких и весомых деталей, похожих, на описанную выше, в примере с забором крови. Так же, скорее всего, эти же профессионалы скажут, что в их личной практике были случаи, когда деталями приходилось пренебречь и, это (по их мнению) никак не отразилось на качестве медицинской помощи. Но насколько этично допускать это в дальнейшем, а тем более не обращать на это внимания во время обучения своих коллег.

Если бы неприятности, проблемы и трагедии, которые могут произойти в результате (даже одного, а тем более регулярного) не соблюдения правил, обладали бы человеческими свойствами, то, пожалуй, они могли бы так обратиться к медицинскому работнику, не соблюдающему правила, направленных на безопасность.

Три главных условия, отличающих тренинг как способ обучения от обычного практического занятия:

1. Самостоятельное (чаще неоднократное) выполнение обучающимся профессиональной деятельности (или её части).

2. Ответственность обучаемого за результат каждого выполнения через контроль правильности выполнения и обратную связь от экспертов по этой деятельности.

3. Анализ результатов собственного выполнения для достижения поставленных результатов обучения, а также изменение поведения и отношения.

Широкое использование тренингов профессиональных компетенций в сфере здравоохранения стало возможно с появлением специальных средств обучения тренажеров и симуляторов тела человека. Ведь, при обучении на пациентах «у постели больного» приоритетом является сам пациент (больной человек), а не задача «научить». Поэтому здесь в процессе обучения не будет работать второе условие тренинга – несение ответственности за результат своих действий. При обучении же в условиях имитации профессиональной деятельности медицинского персонала приоритетом является именно учебная задача, в процессе которой допускается любой исход оказания медицинской помощи, чтобы обучающийся почувствовал всю меру своей ответственности и уровня подготовленности. Естественно симуляция должна быть правильно организована, чтобы использовать все её преимущества. При этом симуляционное обучение не является панацеей и ни в коем случае не заменяет обучение «у постели больного». Эти методы предназначены разумно дополнять друг друга

Наш опыт проведения тренингов для медицинского персонала, показал, что выполнение манипуляции (даже сложной) в точном соответствии с алгоритмом или протоколом по плечу подавляющему числу медицинских работников. Причиной же нарушений, является не отсутствие способностей, а отсутствие желания следовать правилам, зачастую написанных кровью….

Управленцы медицинских организаций отвечают за допуск к работе тех лиц, уровень подготовки которых соизмерим с потенциальным риском для пациентов, сотрудников и других при проведении медицинских вмешательств.

Именно поэтому одним из самых заинтересованных лиц в предлагаемом нами подходе должны стать работодатели, которые несут всю меру ответственности за оказание качественной медицинской помощи в организации, которой они руководят.

Еще одной проблемой обеспечения компетентности медицинского персонала является тот факт, что даже самый ответственный и хорошо подготовленный профессионал, если он долгое время не использовал в своей практике какое-то вмешательство, начинает утрачивать навык его выполнения. И это происходит, не потому что, это плохой работник, а потому, что это нормальная природа человеческой психики. Из этого ответственный работодатель, относительно симуляционного обучения, может сделать три вывода:

1. Если вмешательство редко проводится, но в любой момент может понадобиться, следовательно, регулярно нужно поддерживать такой навык (либо с помощью стажировок в местах, где это востребовано, либо с помощью симуляционных технологий).

2. Если в ближайшее время (1 год) не планируется доверять конкретному работнику данную манипуляцию, то использовать в его подготовке по данной теме симуляцию не рационально, достаточно общего, традиционного обучения.

3. Если планируется, что конкретное вмешательство станет новой обязанностью (с перерывом от последнего успешного проведения в 1 год и более) медицинского работника, то наивно полагать, что, риск оказания некачественной медицинской помощи будет минимальный. Без специального тренинга, стажировки и аттестации (в т.ч. и в условиях симуляции), особенно, если при обучении использовался только традиционный подход с общими задачами подготовки.

Шубина Любовь Борисовна

Грибков Денис Михайлович

Для написания обращения были использованы данные из учебного пособия Эрнст, Дэннис Дж. Прикладная флеботомия [Текст] / Деннис Дж. Эрнст ; [пер. с англ. Ф. С. Катасонов]. - Москва : Медиздат, 2014. - XX, 275 с.