«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

РЕАНИМАЦИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

История первая. Светлый коридор медицинской организации. В его конце на кресле ожидают своего приёма пара пациентов. По 

коридору навстречу идут медицинский работник и мужчина в больничной одежде. …Вдруг лицо мужчины искажается гримасой боли, одной рукой он хватается за грудь, второй пытается опереться о стену коридора и медленно начинает по ней сползать. Пока медицинский работник приблизился к мужчине, он уже лежал на полу, в конце коридора все затаили дыхание. Медицинский работник трогает за плечи, лежащего на полу, и начинает расспрос: «Мужчина с Вами всё в порядке? Что с Вами? Из какого Вы отделения? Вы меня слышите? Давайте я помогу Вам встать». Сотрудник в белом халате берет пациента за запястье и пытается прощупать пульс и обращается к другим пациентам: «Помогите!». Один из пациентов подбегает, мужчина, в больничной одежде приоткрыв глаза, мучительно пытается сделать несколько вдохов. Сотрудник сказав, что он скоро вернется, бросается в ближайший медицинский кабинет с возгласом «Что делать? Там человеку плохо!».

Вскоре около несчастного собирается несколько людей в белых халатах. Кто-то проверяет ему зрачки, кто-то просит свидетелей покинуть коридор, обсуждается, нужно ли вызвать «скорую», жив он или нет, надо ли надавливать на грудину или проводить вдохи, кто будет это делать, чем защитить рот. Кого-то послали на первый этаж в отделение реанимации, кто-то принес тонометр с фонендоскопом…

Через некоторое время мужчина оказывается в отделении реанимации, ему назначено лечение… Каков прогноз для него? Удастся ли сохранить эту жизнь для его близких? Не зависит ли это от ответов на следующие вопросы:

Насколько верными были действия персонала? Что нужно делать сначала? Как использовать помощников? Насколько медицинский персонал готов к таким ситуациям? Есть ли стандарт оснащенности и алгоритм действий для поведения любого медицинского персонала в такой ситуации. А если прогноз неблагоприятный, какая ответственность у данной медицинской организации перед родственниками пациента, которого готовили к выписке…

Другая история. Стать врачом всегда было его мечтой. Он очень старательно учился в школе и медицинском вузе. Успешно закончил ординатуру. Во время обучения работал в больнице. Впоследствии устроился на работу врачом скорой помощи. Очень хорошо помнит свои ощущения от первого вызова, как боялся, что не справится, что чего-то не заметит, что-то не знает. Но всё прошло благополучно, увидел в действии силу фармакологических средств, помнит как на глазах у родственников пациента, смог облегчить его состояние. Каждый вызов – повод заглянуть в учебник, развеять сомнение в правильности лечения, использовании всего арсенала. С каждым разом собственная уверенность растёт, ощущение могущества придает позитивное настроение. Проходят годы, но страх от неизвестного таится где-то в глубине души, а вдруг у пациента на вызове или во время транспортировки случится самое страшное, а вдруг остановка кровообращения… Но, с другой стороны, потери пациентов случаются и к ним, постепенно привыкаешь, но есть ли уверенность, что сделано всё возможное и насколько эти действия были результативны…


Проведение непрямого массажа сердца во время сердечно-легочной реанимации практикующими специалистами, редко сталкивающимися с остановкой кровообращения, ошибочно считается простым и малодейственным мероприятием. Отсюда убеждение, что этот навык всем известен и не зачем его повторять.

Тем не менее, существуют доказанные данные, о необходимости повышения требований к качеству сердечно-легочной реанимации.

Но недостаточно просто знать эти требования, необходимо для обеспечения качества реанимации, регулярно повторять их на практике.

Но как это обеспечить? Ситуации, где от медицинского персонала требуется её выполнение, довольно редки. Выходом является использование возможностей симуляционного обучения.

Наибольший интерес для участников представляет симуляция, в ходе которой отрабатывается алгоритм действий бригады медиков с использованием настоящего медицинского оборудования в условиях, максимально приближенных к реальным. Многократное повторение ситуаций оказания помощи, отработка единого алгоритма в разных ситуациях, взгляд на свои действия со стороны является необходимым инструментом для повышения качества оказания медицинской помощи пациентам.

Как заметили коллеги из Воронежской государственной медицинской академии им Н.Н. Бурденко (Чурсин А.А., Радушкевич В.Л., Боев С.Н. в публикации на конференции РОСОМЕД-2014 Концепция «цепи выживания» в системе симуляционного обучения экстренной медицинской помощи) в Российской Федерации прерогатива оказания медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях традиционно принадлежит сотрудникам скорой медицинской помощи (СМП) и медицины катастроф, а также отделениям реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Такой выборочный подход не может обеспечить достаточной эффективности мероприятий, так как экстренное, угрожающее жизни состояние часто развивается в присутствии других сотрудников медицинских организаций, а не только специалистов СМП и ОРИТ.

Оказанию медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях необходимо не просто обучать каждого медицинского работника, но и периодически повторять такое обучение.

Можно много прочитать, можно выучить прочитанное наизусть, но если нет опыта выполнения - это все равно, что пытаться научиться водить автомобиль, прочитав об этом книгу.

В Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) «Первого меда» УВК «Mentor Medicus» с января 2014 года реализуется проект «Тренинги для медицинского персонала по реанимации». За период с января по август в соответствии с расписанием прошло обучение на однодневном тренинге около 200 человек, являющихся сотрудниками разных медицинских организаций г.Москвы. Их должность, специальность и уровень образования не имеет значения для участия в тренинге, также как и для пострадавшего, чью жизнь надо спасти.

Перед началом тренинга все участники проходили анонимное анкетирования. Были проанализированы 163 анкеты с вопросами о первой помощи и о медицинской помощи в экстренной форме.

Первая помощь - комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека, который проводится очевидцами до оказания медицинской помощи. Обязаны оказывать первую помощь сотрудники специальных служб (МВД, ГИБДД, МЧС и т.п.), находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей.

Все остальные очевидцы оказывать первую помощь вправе, при наличии соответствующей подготовки. Медицинские работники, оказавшиеся очевидцами происшествия и не находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей, также вправе оказывать первую помощь, так как предполагается, что они имеют соответствующую подготовку.

Медицинскую помощь в экстренной форме обязаны оказывать медицинские работники, находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей, т.е. на работе.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» существует три формы оказания медицинской помощи:

1) Экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

2) Неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

3) Плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Явных признаков угрозы жизни пациента, позволяющих отличить медицинскую помощь в экстренной форме от медицинской помощи в неотложной форме на законодательном уровне не прописано. Но для этих целей можно воспользоваться перечнем состояний, при котором оказывается первая помощь в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». В таком случае, разница между алгоритмом оказания первой помощи и медицинской помощи в экстренной форме заключается в наличии оснащения и арсенале навыков помощников.

Поэтому обучение в Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) «Первого меда» УВК «Mentor Medicus» по одним и тем же состояниям делится на три уровня, с реализацией разных учебных модулей и курсов.

Так, например, действия при остановке дыхания и кровообращения все медицинские работники в обязательном порядке отрабатывают при обучении по модулям:

а также дополнительно предлагаются тренинги по модулям:

Полная программа обучения составлена как российский аналог курса ALS (Advanced Life Support) и соответствует рекомендациям Европейского совета по реанимации 2015 года по Базовому и Расширенному реанимационному комплексу (БРК и РРК). Идея таких тренингов заключается в подготовке медицинского персонала к слаженным действиям в жизнеугрожающих ситуациях у пациентов. Цель, которая ставится перед участниками - повысить качество жизни пациента после его спасения. В ходе тренингов последовательно предлагается продержаться до прибытия реанимационной бригады, работать в качестве члена этой бригады и, наконец, возглавить эту бригаду.

Здесь нельзя сказать, что это обучение от «простого к сложному», это обучение под разные ситуации «ты один на один с пострадавшим и у тебя ничего нет», «ты в составе команды медиков», «ты член реанимационной бригады», не всегда можно сказать, что из этого сложнее, а что проще.

Именно разделение на три таких уровня, позволяет четко структурировать навыки, на которые делается акцент на каждом из этапов тренинга и добиваться от участников качества подготовки.

Тем не менее, до проведения тренинга, в ходе предварительного анонимного анкетирования, готовыми к оказанию первой помощи считали себя 72% опрошенных, при этом уверенными в этом ответе было всего лишь 24% от всех опрошенных

Считали себя готовыми к оказанию медицинской помощи в экстренной форме 63% опрошенных, и уверенны в этом 23%.

Участниками анкетирования стали медицинские работники, направленные работодателем в наш центр для прохождения тренингов по сердечно-легочной реанимации в период с января по июль 2014 года. Среди них лица разного возраста, пола и стажа, а также занимающие различные должности: медицинские сестры, фельдшеры и врачи различных специальностей.

Более 93% опрошенных еще до начала обучения считали, необходимой периодическую переподготовку с тренингами, как по экстренной медицинской помощи, так и по первой помощи.

При этом знают, что такое первая помощь и кто обязан её оказывать только 9 % участников анкетирования. Остальные участники либо затруднились ответить, либо считают, что только медицинские работники обязаны оказывать первую помощь, либо наоборот любой человек обязан это делать.

При ответе на вопрос о соотношении количества компрессий грудной клетки и вдохов для искусственной вентиляции легких ответы распределились следующим образом. Только 59 % верно ответили, что соотношение должно быть 30 к 2, около 12% ответили, что соотношение 2 к 15 (1 к 5), остальные 29% указали различные другие варианты (100 к 2, 1 к 3, 1 к 4 и т.д.) или затруднились с ответом.

При этом, 72 % опрошенных правильно ответили, что сердечно-легочная реанимация у взрослых должна начинаться именно с компрессии грудной клетки, 25 % считают, что необходимо первоначально выполнить вдохи, один человек считает, что это необходимо делать одновременно, один респондент затруднился с ответом и трое не верно считали, что на этапе первой помощи это должен быть прекардиальный удар.

При ответе на вопрос о том, что целесообразно использовать для собственной защиты от инфекции, при осуществлении вдохов изо рта в рот 79% опрошенных неверно считали, что эту функцию может осуществить платок, салфетка, одноразовая маска, марля, бинт, любая ткань. И только 12 % указали, что это возможно при использовании специальных приспособлений, например, устройства из автомобильной аптечки, лицевой и дыхательной маски. Один опрошенный указал, что с этой целью будет просить выполнять вдохи родных пострадавшего, один указал на необходимость использования спирта, 5% опрошенных неверно считают, что функцию будет выполнять оротрахеальная трубка и 2% затруднились с ответом.

36% респондентов считают своё рабочее место недостаточно оснащенным для оказания медицинской помощи в экстренной форме.

Только 38 % опрошенных медиков знают о наличии четких и недвусмысленных международных рекомендаций, таких как рекомендации Европейского совета по реанимации 2015 года, которыми можно руководствоваться при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Оценивая вероятность, участия в оказании экстренной медицинской помощи в ближайший год ответы респондентов распределись так, что её оценивают как высокую 63%, при этом как очень высокую 36 % анкетируемых. 21 % опрошенных не знают как оценить такую вероятность и 17% опрошенных считают такую вероятность низкой или очень низкой.

По окончании обучения все участники правильно отвечают на выше описанные вопросы, поэтому проводимые тренинги можно считать помимо повышающих практическую подготовку участников еще и просветительскими.

После проведенных тренингов по реанимации приятно получать положительные отзывы от участников, среди которых можно выделить следующие:

Смутное ощущение, что я растеряюсь в ситуации, если больному будет резко плохо, присутствовало у меня всегда. Но после такого тренинга я убедилась, что для меня в этом нет ничего трудного, я здорово освоила основные движения, четко уловила необходимый ритм и помню, что нужно делать. Теперь я справлюсь!

Врач функциональной диагностики

Когда я шёл сюда, думал: «Чему меня тут могут научить?». Теперь я уверен, что многих пациентов можно было попробовать спасти.

Врач СМП

Я чувствую, что эти тренинги мне очень помогли, прежде всего, морально. Теперь если такое случиться я смогу сохранить рабочее хладнокровие и реально помочь пациенту вместе с коллегами

Медицинская сестра участковой службы

Когда я столкнулся с этим у себя в отделении, я уверено действовал, потому что знал и что и зачем надо делать

Ординатор кафедры Анестезиологии и реаниматологии

Ваши занятия, вернули интерес к профессии. Каждый день рутинные вызовы к бабушкам, которым не с кем поговорить. А тут такое…! Я давно так не волновалась, хоть это всего лишь кукла.

Врач СМП