«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.03.2014

Экзамен на допуск к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала

Внедрение системы симуляционного (имитационного) обучения в сфере здравоохранения позволяет его использовать для объективной оценки не только знаний, но и уровня практического мастерства.

Необходимость в такой оценке целесообразна для новичков – прежде, чем их допустить к дальнейшему обучению (работе) в клинике, а также для практикующих специалистов с целью подтверждения соответствия их действий современным стандартам медицинской деятельности.

Весной 2012 года издан приказ Минздравсоцразвития России от 19.03.2012 N 239н. В соответствии с этим приказом лица, освоившие ООП ВПО (основную образовательную программу высшего медицинского образования) по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология" в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по этим же специальностям могут быть после сдачи специального экзамена допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала.

exam.jpgПриказ позволяет решить сразу две задачи: восполнить дефицит среднего медицинского персонала и дать реальную практику будущим врачам, пока они заканчивают своё основное обучение. Но принципиальны два момента.

Первый – что медицинская сестра – это не недоученный врач, а специалист, имеющий свои задачи и специфику, а, следовательно, студенты вуза должны не просто посещать лекции по дисциплине уход и устно рассказывать как осуществляется сестринская деятельность, но посещать настоящие практические занятия и тренинги, которыми очень многие из них пренебрегают, считая, что для будущего врача это не важно.

Второй момент это то, что – пройти выше описанный экзамен – это добровольное решение студентов и никак не влияет на текущую успеваемость студентов и не вынуждает преподавателей ставить тройки, лишь бы не видеть этого студента на отработках.

Поэтому практический этап такого экзамена на базе Учебного виртуального комплекса «Первого меда» коучинг-центра «Ментор Медика» проводится предельно объективно, строго и беспристрастно.

Формат испытания представлен тремя заданиями. Кандидаты, считаются прошедшими испытание, только правильно выполнив все три (полностью соответствуя требованиям). Полное владение методом в условиях симуляционного центра – это гарантия безопасности наших пациентов в клиниках, больницах, роддомах. Перепрыгнуть пропасть на 96% также «больно» как и на 4%.

Поэтому, не выполнив хотя бы одно задание, кандидат снимается с дистанции, но может подать заявление в следующий эпизод проведения такого экзамена, используя полученное время для дополнительной подготовки.

Задание первого этапа соответствует уровню подготовки модуля

Задание второго этапа – это один из навыков модуля

Задание третьего этапа – это один из навыков модулей

В результате первых попыток проведения такого экзамена выявилось, что практическая подготовка студентов не соответствовала необходимому уровню, и из всего количества студентов, заявивших о желании пройти испытание в 2012-2013 учебном году прошли только 6%.

При этом это были не плохие ребята, которые при получении задания: «Лежит пострадавший, действуйте!», принимались бойко рассказывать, как они будут спасать пострадавшего и почему они будут это делать. После долгого рассказа некоторые всё-таки подходили к тренажеру, имитирующего пострадавшего, неловко клали руки на область сердца и медленно и неубедительно «ломали» ему ребра, так и не вспомнив о вызове реанимационной бригады…

Экзамен на допуск к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персоналаЗаметим, что наличие системы видеозаписей и сохранённых именных результатов очень помогли на начальном этапе, когда студенты стали обращаться с жалобами на необъективность. Совместный просмотр этих записей сразу снимал все вопросы. Впоследствии, жалобы вообще прекратились.

После первого эпизода в «Ментор Медика» хлынул поток студентов желающих пройти дополнительную подготовку перед сдачей экзамена.

Но, только мотивированных учащихся, для качественного обучения не достаточно. И хотя мотивация учеников важнее, на наш взгляд, без мотивированных преподавателей обойтись нельзя. А поскольку мы, на тот момент, имели только мотивированных учеников это, и натолкнуло нас на мысль об использовании их самих в качестве преподавателей. По сути это была попытка эксплуатации их избыточной мотивации – «энергии учебного процесса», в нужном направлении. Мы постарались привлечь студентов к формату контролируемой самоподготовки. Для чего было принято решение о создании системы тьюторства в студенческом кружке «Взаимного обучения». Заметим, что данный кружок существовал с самого начала функционирования нашего коучинг-центра, но обладал малой привлекательностью (реально в нем работало от 1 до 5 студентов каждый год). Пока не появился дополнительный мотивирующий фактор – строгий экзамен, пройти который можно только имея необходимую подготовку.

Экзамен на допуск к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персоналаБлагодаря деятельности тьюторов во второй половине 2013 года удалось увеличить процент студентов успешно сдавших экзамен на замещение должности среднего медицинского персонала до 23% в 2013. При этом процент сдавших экзамен от всех прошедших хотя бы одно занятие с тьюторами составил 69%, а среди самих тьюторов - 100%.

В целом идея совершенно справедливая: обучая других, начинаешь лучше понимать сам (из девиза кружка «Взаимного обучения»).

Подобные занятия при правильной организации могут быть эффективнее многих классических занятий из-за отсутствия психологического барьера между студентами – тьюторами и студентами – учениками. В любом случае взаимообучение повышает ответственность за своё обучение, которая выражается в активности на занятиях, использования всех возможностей, которые предоставляет вуз, в желании приобретать именно компетентность, а не ждать когда же выдадут диплом.

Реализация этого проекта была бы не возможна без помощи Центра новых информационных технологий в лице директора Максима Витальевича Холопова, а также поддержки руководства вуза Виктор Викторовича Фомина (на тот момент декана лечебного факультета), проректора по лечебной работе Андрея Алексеевича Свистунова и ректора Петра Витальевича Глыбочко. Спасибо!