«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
23.11.2011

Текст доклада на заседании СНК кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды

Перник Н.Е., 5 курс МПФ

Организация школьного питания в Англии

 

Питание является одним из ведущих факторов, влияющих на здоровье. Для обеспечения гармоничного роста и развития детям необходимо должное поступление определенного набора макро - и микронутриентов с пищей.

На сегодняшний день в развитых странах проблемы дефицита пищевых продуктов не существует. Наоборот, в связи с изобилием разнообразного продовольствия все большую актуальность приобретает проблема нерационального питания детей и возможность развития таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, ожирение (1).

 В Англии, где данная проблема также существует, на протяжении последних лет проводились исследования по изучению питания детей, на основании которых были выявлены основные проблемы в области питания и его организации в детских коллективах.

 В первую очередь, было выявлено снижение  потребления детьми свежих фруктов и овощей (2). Также отмечалось пониженное потребление продуктов, богатых витамином А, цинком, медью и железом среди школьников (рыба и морепродукты, мясо) (3) .

За последнее время на продовольственном рынке возросло количество продуктов, богатых  сахаром и жирами. (4)Данные продукты среди детей достаточно популярны, в том числе ввиду активной рекламы по телевидению (40).

 Серьезной проблемой для Англии является проблема   избыточной массы  тела среди детского населения. В 2007 году в стране 28,6% детей в возрасте 2-10 лет и 33 % 11-15 летних детей имели избыточную массу тела (5).

Проблема  несбалансированности школьных рационов долгое время широко не обсуждалась, впервые о ней начали открыто говорить лишь с 2005 года благодаря серии телепередач, посвященных низкому качеству школьных обедов(6, 41,42).

Для полного  понимания важности организации рационального питания в школе стоит обратиться к некоторым особенностям системы школьного образования в Англии.

В первую очередь, ранний возраст поступления детей в школу-5-6 лет (7). Школьное образование в Англии имеет 2 ступени обучения: начальная школа и средняя.  Начальная школа также имеет 2 ступени: для детей в возрасте 5-7 лет(Infant school), для детей 8-11 лет(Junior school). В возрасте 11 лет дети переходят в среднюю школу, где и заканчивают обязательное обучение в возрасте 16 лет. Последующие два года (16-18 лет) являются необязательными, но необходимыми для продолжения дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. (7) Начальная и средняя школы часто представляют собой разные учебные учреждения, однако ряд школ организует обучение на обеих ступенях. Также необходимо отметить, что время, проводимое в школе, в среднем составляет 6 часов (с 9.00 до 15.00).

Таким образом, ввиду длительного пребывания детей в школе, становится очевидным, что обеспечение школьников рациональным питанием является одной из приоритетных задач школы.

Однако проведенные в 2004-2005 годах исследования по изучению школьных рационов показали, что питание школьников далеко не оптимально.

В целом школьное  меню характеризовалось большим количеством жареной пищи, мясных полуфабрикатов, было отмечено предпочтение детьми этих блюд по сравнению с блюдами, содержащими меньше жира, а также нежареными (например, из картофеля) (8,9). В некоторых школах в продаже имелись  сладкие газированные напитки, разнообразные кондитерские изделия. Исследования показали, что среди 11-18 летних детей школьный обед вносит 53-55% в  их суточное потребление жареного картофеля, 36-54% в потребление мучных блюд, 31-36% -  сладких газированных напитков.(9) Наиболее популярными блюдами в меню среди младших школьников были десерты(8).

 По результатам исследований было установлено, что 41% энергии рациона приходился на долю жиров при норме до 35% ,14%-на долю НЖК (при норме НЖК не более 11%) (9)

Серьезной проблемой являлось низкое потребление школьниками свежих овощей и фруктов (в средних школах часто меньше одной порции в день).

Было установлено, что основным источником витамина С для детей является картофель, а не фрукты и овощи ввиду их редкого потребления  (9).

После публикации результатов данных исследований стало понятно, что действующий на тот момент рекомендуемый стандарт школьного питания(10) не способен гарантировать обеспечение детей рациональным питанием. В связи с этим перед Правительством встал вопрос о необходимости модернизации существующей системы школьного питания.

В 2005 году правительство Англии приняло  решение по созданию новых единых стандартов питания для школ, что явилось ключевым моментом модернизации системы школьного питания. Специально созданной экспертной группой The School Meals Review Panel (SMRP) были разработаны 2 стандарта - стандарт по нутриентному составу школьного рациона и стандарт по рекомендуемому продуктовому набору

С сентября 2006 года стандарты вступили в силу и начали применяться в школах, однако обязательным по закону соблюдение единых стандартов питания стало с 2008 года для начальных школ и с 2009 года для средних школ (11).

 Обратимся к более подробному рассмотрению принятых стандартов.

 Стандартом по нутриентному составу школьного рациона обозначены нормы для 14 пищевых веществ, которые должны содержаться в рационе. Данные нутриенты были разделены на 2 группы. В первую группу вошли вещества, нормируемые по минимальному содержанию (углеводы, пищевые волокна, белок, железо, витамин А, фолиевая кислота, витамин С, кальций, цинк).  

Вторую группу составили нутриенты, нормируемые по максимальному (допустимому) содержанию (натрий, моно- и дисахариды, НЖК, общий жир)   

Также стандартом была учтена различная потребность детей в пищевых веществах в зависимости от возраста. Следовательно, нормы различаются для начальной и средней школ (12).

 

Нутриент

Критерий нормирования

Начальная школа

Средняя школа

Энергия, ккал

 

 

530 ± 5% (26.5 ккал)

646 ± 5% (32.3 ккал)

Углеводы, г

Минимальное содержание

70,6

86,1

Моно- и дисахариды, г

Максимальное содержание

15,5

18,9

Жир, г

Максимальное

20,6

25,1

Насыщенный жир, г

Максимальное

6,5

7,9

Белок, г

Минимальное

7,5

13,3

Пищевые волокна, г

Минимальное

4,2

5,2

Натрий, мг

Максимальное

499

714

Витамин А, мг

Минимальное

175

245

Витамин С, мг

Минимальное

10,5

14,0

Фолиевая кислота, мг

Минимальное

53

70

Кальций, мг

Минимальное

193

350

Железо, мг

Минимальное

3,0

5,2

Цинк, мг

Минимальное

2,5

3,3


Следует отметить, что приведенные нормы относятся к среднему школьному обеду, который рассчитывается суммированием энергии и пищевых веществ одного цикла меню (с помощью специальной компьютерной программы) с последующим делением суммы на планируемое число обедов на одного ученика в течение данного времени.(13)

Поскольку потребность в основных пищевых веществах и энергии с 11 лет различна для мальчиков и девочек, нормы стандарта для средней школы будут отличаться для школ для девочек и школ, где обучаются только мальчики  (13).

   Стандартом по продуктовому набору школьного рациона продукты были разделены на 2 группы: продукты, рекомендуемые к употреблению и продукты, запрещенные или ограниченные в употреблении. (14)

В первую группу вошли свежие овощи и фрукты, питьевая вода, хлеб. Данные продукты рекомендованы к ежедневному употреблению. Также периодически необходимо включать в рацион морскую рыбу жирных сортов.

Был опубликован список разрешенных к продаже в школе напитков. Помимо питьевой воды в него вошли соки, молоко, какао, витаминизированные напитки(14).

К продуктам, запрещенным или ограниченным в употреблении, были отнесены   чипсы и другие подобные закуски с высоким содержанием жира, соли или сахара, жареная пища (блюда)‏, кондитерские изделия (шоколад, конфеты, шоколадное печенье),   колбасы и мясные полуфабрикаты (наггетсы, сардельки, колбасы и др.)‏

Также необходимо исключить дополнительное добавление соли в пищу детьми во время еды.

Заправки (кетчуп, майонез) могут быть предложены лишь в виде индивидуальных порций не более 10 г

 Таким образом, оба стандарта разработаны с целью увеличения в рационе пищевых веществ, необходимых детям (белок, ряд витаминов и минеральных веществ, полисахаридов, пищевых волокон, ПНЖК) и включения в рацион продуктов, их содержащих (хлеб, свежие овощи и фрукты, жирные сорта морской рыбы), а также с целью ограничения содержания пищевых веществ, наносящих вред здоровью при употреблении их в большом количестве    (общий жир, НЖК, натрий, моно- и дисахариды) и сокращение в рационе продуктов и блюд, их содержащих (12).

 В 2007 году в дополнение принятым стандартом был введен стандарт на продукцию, реализуемую в школе, но не входящую в школьный обед (автоматы для продажи напитков и закусок и т.п.) (15). Данный стандарт по своим основным требованиям аналогичен стандартам к школьному обеду.

Таким образом, вся реализуемая в школах пищевая продукция охвачена едиными стандартами питания, а значит школа, следующая требованиям данных стандартов, гарантирует обеспечение детей рациональным питанием в школе.

 В политике школьного питания в Англии можно выделить три основных направления:

1.                Достижение соблюдения стандартов питания в школах.

2.                Увеличение популярности комплексных школьных обедов среди детей.

3.        Повышение уровня образованности и заинтересованности детей и родителей в вопросах правильного питания.

Работа по первому направлению ведется в рамках государственного контроля и деятельности общественных организаций.

Ведущей организацией, осуществляющей государственный контроль над соблюдением стандартов питания в школах, является Комитет по стандартам в сфере образования (16), составляющий отчеты по результатом проверок и публикующий всю информацию на официальном сайте организации.

Косвенную роль в контроле над соблюдением стандартов питания в школах играет программа «Здоровые школы» (совместная программа Департамента здравоохранения и Департамента образования) (17)‏

Целью данной программы является создание в школе наиболее благоприятных условий для гармоничного развития детей. Программа содержит четыре основных раздела (личное и общественное здоровье, здоровое питание, физическая активность, психоэмоциональное благополучие). Каждый раздел включает ряд критериев, соблюдение которых позволит получить школе статус Национальной здоровой школы, который дает ряд преимуществ. Одним из критериев в разделе здоровое питание является обязательное соблюдение требований единых стандартов питания.   Следовательно, для получения статуса, школам необходимо демонстрировать строгое соблюдение стандартов школьного питания (17).

В Англии важная контролирующая роль отводится общественным организациям.

Ведущей организацией, наблюдающей за соблюдением стандартов питания, является созданная в 2005 году организация The School Food Trust. (18)

Основная цель организации -   помощь всем структурам, занятым в обеспечении школьников питанием, принятие мер по улучшению качества питания в школе.

Важным направлением работы стало создание сайта, на котором представлены подробные руководства работникам школ и сотрудникам столовых по соблюдению стандартов, отдельный раздел для родителей, детей.(18). Также организацией были разработаны документы для школ и проверяющих организаций, содержащие минимальный набор доказательств следования стандартам(19). Таким образом, школы имеют представление о том, какие материалы и в каком объеме необходимо предоставить проверяющим организациям для подтверждения следования требованиям стандартов.

Еще одним значимым направлением работы является проведение исследований в школах, составление отчетов, разработка обучающих программ (20). После вступления в силу в 2006 году единых стандартов школьного питания организация The School Food Trust провела ряд пилотных исследований в школах с целью более быстрого достижения требований стандартов. Была проведена работа по коррекции меню, принят ряд мер по улучшению условий в столовых. Все результаты исследований публиковались на официальном сайте организации для демонстрации другим школам и, следовательно, для помощи им в принятии подобных мер по улучшению качества питания.(20)

Роль школ в системе организации питания невозможно переоценить, поскольку именно здесь в конечном итоге реализуются практически все мероприятия по основным направлениям политики школьного питания, упомянутым выше. В задачи школ входит, в первую очередь, организация питания школьников в соответствии с принятыми стандартами по питанию. Необходимо также принимать меры по увеличению популярности школьных обедов и повышению уровня просвещенности детей по вопросам правильного питания. Поскольку родители также являются участниками системы организации школьного питания необходимо оповещать их о соблюдении стандартов питания и о работе по достижению стандартов, если они еще не достигнуты в полной мере. Также в задачи школы входит составление отчетов для проверяющих организаций в соответствии с установленным образцом.

После введения стандартов школьного питания основным направлением в работе школ стала, безусловно, коррекция меню для достижения требований, установленных в стандартах. По данным исследований TheSchool Food Trust(20) в школах отмечалось увеличение доли фруктов и овощей в меню, сокращение или полный запрет жареной пищи с заменой ее на запеченные блюда, сокращение доли жира, немолочного сахара в рационе (за счет снижения количества мясных полуфабрикатов, замены традиционных десертов на менее сладкие, преимущественно фруктовые), запрет продажи сладких газированных напитков в пределах школы, а также сокращение использования соли (8,9).

 Однако по данным отчета Комитета по стандартам в сфере образования за 2007 год (21) после введения вышеуказанных изменений уровень потребления детьми школьных обедов резко снизился. Связано это было, в первую очередь, с исчезновением из меню блюд, к которым дети привыкли и появлением новых пунктов в меню (блюда из морской рыбы), которые многие школьники до этого не пробовали.

 Таким образом, перед школами встал вопрос о принятии мер по увеличению популярности школьных обедов. В разных школах принимались различные меры.

Многие школы начали проводить тематические дни, в течение которых школьные блюда соответствовали определенной тематике либо национальной кухне разных стран.(20,22) Для увеличения популярности обедов в некоторых школах предоставляли бесплатные обеды для всех учащихся (на определенное время)(20).

В школах, где учатся дети с отклонениями в состоянии здоровья (дисфагия, ожирение), при составлении меню стали учитываться их индивидуальные потребности(22, 25, 26), тем самым оказывая им помощь в адаптации к школьной пище.

Важным направлением стало  предложение новых блюд на пробу перед введением их в меню, а также    приглашение родителей для оценки блюд и заблаговременная рассылка меню по электронной почте(20,22). Во многих школах проводятся собрания, на которых дети обсуждают школьное питание, высказывают свои пожелания, которые затем учитываются с целью повышения числа детей, покупающих школьные обеды.(20,22). Было отмечено, что изменение интерьера столовых с учетом пожелания школьников также способствует увеличению числа детей, обедающих в школе(27)

Весь комплекс рассмотренных мероприятий является отражением одного из основных принципов организации школьного питания – обратной связи с учениками и родителями.

В ряде школ был также введен запрет покидать здание школы во время обеда во избежание покупки детьми еды из соседних магазинов(23).

Эффективной мерой по увеличению популярности школьных обедов стало введение системы оплаты с помощью карт вместо оплаты наличными. Это привело к  сокращению очередей, а также нивелировало различия между детьми из малообеспеченных семей, получающих бесплатные обеды, и остальными детьми (поскольку карты внешне не различимы) (24)

Однако трудно повысить популярность здоровой пищи без повышения уровня осведомленности детей по вопросам здорового питания.  С целью профилактики ряда алиментарно-зависимых заболеваний важно не только улучшить качество школьного питания, но и обучить детей основам здорового питания и кулинарным навыкам для применения этих знаний за стенами школы при повседневном выборе полезных продуктов питания.

В Англии данный вопрос решается, в первую очередь, на государственном уровне путем введения обязательного преподавания в школах основ правильного питания и кулинарных навыков. В начальных школах данная система преподавания существует достаточно давно, в средних школах обязательное преподавание основ правильного питания планируют ввести с сентября 2011 года (28).

Ввиду понимания важности правильного питания и осведомленности детей по данным вопросам,  с 2008 года во всех средних школах Англии введена программа Licence to Cook («Право готовить») (29),предложенная Департаментом образования. Программа представляет собой минимальный набор знаний и умений по вопросам здорового питания, гигиены питания, а также практические уроки по приготовлению пищидля всех учащихся государственных средних школ Англии.  Программа действует до 2011 года. Целью ее является повышение уровня образованности детей по данным вопросам, а также помощь школам в составлении программ по обучению детей данным вопросам, планированию мероприятию по приобретению необходимого оборудования и т.п. ввиду предположительного введения обязательного преподавания вопросах питания в школах с 2011 года (29).

Параллельно с инициативой Licence to Cook была разработана программа Teach Food Technology по подготовке преподавателей, не имевших ранее опыта обучения детей данным вопросам (30) . 

Важную роль в повышении уровня образованности и заинтересованности школьников в вопросах питания играют общественные организации.

В первую очередь, необходимо еще раз упомянуть организацию The School Food Trustкоторая в рамках своей деятельности занимается разработкой руководств, памяток для родителей (31). В 2007 году данной организацией была разработана программа «Давайте готовить» (Lets Get Cooking)(32), представляющую собой сеть клубов по всей Англии, устраивающих уроки для детей и родителей по приготовлению полезных блюд. Чаще всего занятия в клубах проходят с установленной периодичностью во внешкольное время. Целью программы является улучшение кулинарных навыков среди детей, применение этих навыков дома, а также   увеличение доли детей и родителей, употребляющих здоровую пищу, так как все блюда, рецепты которых предоставляются программой, являются сбалансированными и рекомендуемыми к употреблению.      

Говоря о роли общественных организаций в работе по увеличению уровня осведомленности по вопросам здорового питания, стоит  сказать об организации British Nutrition Foundation, целью которой является предоставление официальных, научно-доказанных сведений о питании и его влияния на здоровье и образ жизни (33). Для более эффективного преподавания основ питания в школах, организацией была создана программа «Еда как фактор жизни» (Food - a fact of life), которая содержит информацию по вопросам питания в доступной для каждой возрастной категории школьников форме, различные игры для закрепления материала. Также на разделе сайта организации, посвященном данной программе, представлена  информация для учителей по организации  обучения   детей данным вопросам, приведены конкретные схемы построения школьных уроков (34).

В школах важным условием правильной организации питания является вовлечение всех членов школьного сообщества (учителей, родителей, школьников) в проведение политики школьного питания. Данное обстоятельство также отражено в одном из критериев раздела «Здоровое питание» программы «Здоровые школы» (17). Также в рамках направления по повышению знаний родителей и детей в области правильного питания и его организации в школе проводится ряд мероприятий.  На родительских собраниях освещаются вопросы питания в школе, в столовых и учебных комнатах размещены плакаты и обучающие таблицы, проводятся встреч с детьми с целью оценки удовлетворенности качеством питания (20)

Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в Англии существует система организации школьного питания, которая характеризуется в первую очередь наличием четких целей и ясных задач, комплексностью в проведении мероприятий.

 В настоящее время в Англии действует система организации школьного питания, построенная на следующих основных принципах:

1.Совместное взаимодействие всех заинтересованных структур                (государства, общественных организаций, местных властей, школ, родителей и детей)

2.Создание единых стандартов питания для школ

3.Обязательное выполнение стандартов

4.Контроль над соблюдением стандартов

5.Заинтересованность школ в выполнении стандартов

6.Обратная связь (опросы родителей, учеников, выявление степени удовлетворенности качеством питания, участие родителей в контроле над соблюдением стандартов в школе)

 Все участники системы организации школьного питания в той или иной степени взаимодействуют друг с другом и общей целью такого взаимодействия является улучшение качества питания и сохранение здоровья детей. 

  У каждой структуры в системе имеются определенные функции. Правительство обозначает общую политику в данной области, разрабатывает законопроекты, создает национальные программы.

 По каждому из направлений мероприятия проводятся рядом организаций, взаимодействующих между собой. Стоит отметить высокую значимость общественных организаций в работе по улучшению качества питания детей. Важная роль в системе школьного питания в Англии отводится обратной связи с родителями и учениками, иными словами создаются условия для участия детей и родителей в вопросах правильного питания и его организации в школе. Систему организации школьного питания в Англии также характеризует дифференцированный подход к разъяснению основных положений политики питания в школе (создание отдельных разделов на сайте, памяток для родителей, учителей, школьников в доступной для них форме).

 Для оценки результатов проделанной с 2005 года работы по улучшению качества школьного питания в 2009 году организацией The School Food Trust было проведено исследование в начальных школах с целью изучения изменений в структуре школьного обеда, а также оценки предпочтения детей в выборе блюд (35).

Было установлено, что содержание в рационе свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, воды, нежареных блюд увеличилось, тогда как содержание блюд менее полезных (жареная пища, сладкие десерты, кондитерские изделия) сократилось.

Также отмечалось  снижение количества энергии, получаемой за счет жиров (29% при норме до 35%)‏, сокращение жареных блюд до 3-4 р/нед (в 2005г – до 5 р/нед)‏, а также снижение на 1/3 содержания соли в школьном рационе.

 Также проводилось изучение выбора учеников в пользу тех или иных блюд. Из диаграммы 2 видно, что процент детей, отдавших предпочтение овощам, фруктам, питьевой воде, фруктовым сокам, нежареным блюдам, молочным продуктам вырос.

Так, в 2009 году 74% школьников отдали предпочтение свежим овощам и фруктам, в 2005 году количество детей составляло 58%.

Вместе с тем, наблюдалось снижение количества детей, выбравших продукты, не рекомендуемые к частому употреблению(жареная пища, заправки), а также запрещенные продукты(газированные напитки, кондитерские изделия), если таковые имелись в продаже.

Была отмечена прямая зависимость между степенью соответствия школьных меню стандартам и количеством детей, отдавших предпочтение более полезным блюдам (35).

По данным отчета Комитета по стандартам в сфере образования за 2009-2010(35) в подавляющем большинстве школ стандарты питания соблюдаются. Активно ведутся мероприятия по увеличению популярности школьных обедов. Было отмечено возрастание уровня познаний детей в области здорового питания.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что принимаемые меры действительно привели к улучшению качества школьных обедов. Однако, несмотря на несомненно положительную динамику, ряд проблем в области школьного питания остается нерешенным. В первую очередь это касается уровня потребления школьных обедов, который остается невысоким и составляет в среднем 36% (24).

В ряде школ условия в школьных столовых остаются неблагоприятными (очереди, недостаток помещений)‏ (22,24).

По результатам исследований, проведенных  Комитетом по стандартам в сфере образования и The SchoolFood Trustпотребление детьми овощей и фруктов все еще остается недостаточным(22, 35).

Свою актуальность сохраняет проблема избыточной массы тела среди детей. По данным Министерства здравоохранения Великобритании за 2009-2010 годы около 10% детей, поступающих в начальную школу, уже страдают ожирением, тогда как к окончанию начальной школы(10-11 лет) эта цифра почти удваивается и составляет 18,7%.  (38,39)

Таким образом, для решения существующих проблем необходимо продолжать проведение мероприятий по улучшению качества школьных обедов путем максимального достижения стандартов питания, улучшать условия в школьных столовых, проводить работу по увеличению популярности здоровой пищи, физической активности среди детей, создавать новые программы и финансировать их реализацию.

 Информационные источники:

1.http://www.parliament.uk/documents/post/postpn339.pdf

2.http://www.nhs.uk/news/2011/02february/pages/diets-uk-children-diabetes-claim.aspx

3.http://www.bbc.co.uk/health/treatments/healthy_living/nutrition/life_adolescence.shtml

4. http://www.parliament.the-stationery-office.co.uk/pa/cm200304/cmselect/cmhealth/23/3091805.htm

5.National Health Service, Statistics on Obesity, Physical Activity and Diet: England, February 2009

6 http://www.corporatewatch.org/?lid=2291

7.http://uk.internationalstudent.com/study_uk/education_system/

8..https://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDownload/RR753-full.pdf

9..http://www.food.gov.uk/multimedia/pdfs/secondaryschoolmeals.pdf

10..http://www.legislation.gov.uk/uksi/2000/1777/pdfs/uksi_20001777_en.pdf

11.http://www.eaglevending.co.uk/pdfs/nutritional-standards-for-schools.pdf

12.http://www.schoolfoodtrust.org.uk/school-cooks-caterers/resources/guide-to-the-nutrient-based-standards sft_nutrition_guide_part3.pdf

13. .http://www.schoolfoodtrust.org.uk/school-cooks-caterers/resources/guide-to-the-nutrient-based-standards sft_nutrition_guide_part5.pdf

14. .http://www.schoolfoodtrust.org.uk/school-cooks-caterers/resources/guide-to-the-nutrient-based-standards   sft_nutrition_guide_part2.pdf

 15. www.schoolfoodtrust.org.uk/resources/2007b 

 16. http://www.ofsted.gov.uk/

 17.www.healthyschools.gov.uk .

 18.http://www.schoolfoodtrust.org.uk/

 19.  http://www.schoolfoodtrust.org.uk/the-standards/other-important-information/measuring-compliance/audits-and-inspections-toolkit

20. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/school-cooks-caterers/resources/guide-to-the-nutrient-based-standardssft_nutrition_guide_part4.pdf          

21. www.ofsted.gov.uk/publications/070016a 

22. http://www.ofsted.gov.uk/Ofsted-home/Publications-and-research/Browse-all-by/Documents-by-type/Thematic-reports/Food-in-schools

23. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/partners/case-studies/rawmarsh-community-school

24. www.schoolfoodtrust.org.uk/documents/annualsurvey5

25. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/the-standards/the-nutrient-based-standards/menu-flexibility/creating-a-flexible-secondary-school-menu-to-include-pupils-with-special-dietary-needs

26. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/parents-carers/case-studies/region/0/london/5/0/moselle-school-leading-a-healthy-school-initiative-in-a-special-school

27. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/school-cooks-caterers/case-studies/topic/2/supply-chain/5/0/cherbourg-primary-school

                    28.  http://www.foodforum.org.uk/hot/National_Curriculum-Tea-Fis.shtml                                              

29. http://www.licencetocook.org.uk/

30. http://www.licencetocook.org.uk/information/teach-food-technology.aspx

31. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/schools/resources/little-book-of-goodness

32. http://www.letsgetcooking.org.uk/Home

33. http://www.nutrition.org.uk/

34http://www.foodafactoflife.org.uk/

35. http://www.schoolfoodtrust.org.uk/schools/reports/primary-school-food-survey-2009

36. http://www.ofsted.gov.uk/Ofsted-home/Publications-and-research/Browse-all-by/Documents-by-type/Thematic-reports/Food-in-schools

37. www.schoolfoodtrust.org.uk/documents/annualsurvey5

38. http://www.ic.nhs.uk/statistics-and-data-collections/health-and-lifestyles/obesity                                                        

                  Statistics on Obesity, Physical Activity and Diet: England, 2011 Report

39. http://www.guardian.co.uk/society/2010/dec/15/childhood-obesity-crisis

40. http://www.ukmedix.com/weight-loss/obesity_the_uk_child_killer5862.cfm

41.http://www.webmd.com/diet/features/chef_jamie_oliver_makes_over_school_lunches?page=3

42. http://www.jamieoliver.com/school-dinners


Файл:  Загрузить