«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.09.2009

Материал по теоретической грамматике английского языка для студентов 2 курса 3 семестра (часть 2)

Грамматика и систематическое понимание языка

Грамматика – то строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. В триаде, организующей язык в целом – в его звуковой, лексико-фразеологической и собственно формальной системах, - это категории и все явления формального, собственно строевого уровня языка. Грамматикой называется вся несобственно звуковая и нелексическая организация языка, представленная в его грамматических категориях, грамматических единицах и грамматических формах. Грамматика в этом значении представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами) и их сочленения, предложения (шире – высказывания) – и их сочленения (ЛЭС 1990, 113).

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями (ЛЭС 1990, 115).

Знак языковой – двусторонняя единица языка, репрезентирующая предмет, свойство, отношение действительности. Знак языковой представляет собой единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающего). Две стороны языкового знака, будучи поставлены в отношение постоянной опосредованной сознанием связи, составляют устойчивое единство, которое, которое посредством чувственно воспринимаемой формы знака, т.е. его материального носителя, репрезентирует социально приданное ему значение (ЛЭС 1990, 167).

Полисемия: план содержания один, план выражения разный

Омонимия: план содержания разный, план выражения один

Синонимия: план содержания сходный, план выражения разный (auricle, atrium)

Единицы языка – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический (ЛЭС 1990, 149, 539).

Сегментные языковые единицы

Супрасегментные языковые единицы

Фонемы, морфемы, лексемы, фраземы, пропоземы

Интонация, пауза, модели, порядок слов и т.д.

Единицы языка вступаю друг с другом в 3 вида отношений: синтагматические, парадигматические и иерархические

Синтагматические отношения – отношения, возникающие между знаками языка, последовательно расположенными в непосредственном потоке речи или в тексте (ЛЭС 1990, 447).

Парадигматические отношения – отношения внутри класса языковых единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака. В зависимости от уровня, к которому принадлежат рассматриваемые единицы, говорят о морфологической, синтаксической, лексической и словообразовательной парадигме (ЛЭС 1990, 366).

Задание 1.

Ознакомьтесь с содержанием отрывка текста.

Modern analytical instrumentation with high-pressure liquid chromatography, radioimmunoassay of enzymes, or flame photometry has greatly improved the sensitivity and specificity of biochemical tests of nutritional status. Measuring plasma levels or urinary excretion of proteins, lipids, electrolytes, trace minerals, and vitamins can provide evidence about body stores of these nutrients. Nutrient-dependent enzymatic tests can be applied to both red and white blood cells, and the immune status can be appraised by determining lymphocyte counts, immunoglobulin levels, and the response of lymphocytes to mitogens and by performing skin tests. Values commonly used to classify the nutritional status of patients are shown in Table 1-7.

В каких отношениях находятся между собой следующие наборы единиц? Какие общие признаки присущи единицам в пунктах З, И, К? Классифицируйте далее единицы в пункте И.

А) can provide evidence

Б) urinary excretion

В) measuring plasma levels

Г) the response of lymphocytes

Д) instrumentation has greatly improved

Е) can be appraised by performing skin tests

Ж) plasma levels

З) enzymes, tests, levels, proteins, lipids, electrolytes, minerals, blood cells, nutrients, counts, lymphocytes, mitogens, patients

И) modern analytical instrumentation, high-pressure liquid chromatography, radioimmunoassay of enzymes, flame photometry, specificity of biochemical tests, plasma levels, urinary excretion, excretion of proteins, body stores, stores of these nutrients, nutrient-dependent enzymatic tests, immune status, lymphocyte counts, immunoglobulin levels, the response of lymphocytes, the nutritional status, status of patients

К) has greatly improved, can provide, can be applied, are shown

Задание 2

Ознакомьтесь с содержанием текста

Food Additives And Contaminants

The addition of chemicals to foodstuffs to facilitate their processing and preservation, to enhance their analeptic properties, and to control natural contaminants is stringently regulated. Only food additives that have been passed as safe at specified action levels after exacting laboratory testing are permitted. Reported health problems suspected to be caused by food additives have been trivial and largely anecdotal. Long-term adverse effects of approved additives and contaminants on health have not been established.

The benefits of additives, including reducing waste and providing the public with a greater variety of attractive foods than would otherwise be possible, must be weighed against known risks. The issues involved are frequently complex. The use of nitrite in cured meats is an example. Nitrite inhibits the growth of Clostridium botulinum and imparts a desired flavor. However, there is evidence that nitrite is converted in the body to nitrosamines, which are known carcinogens in animals. On the other hand, the amount of nitrite added to cured meat is small compared with the amount from naturally occurring food nitrates converted to nitrite by the salivary glands. In addition, dietary vitamin C can reduce nitrite formation in the GI tract. The report of food hypersensitivity (allergy) in a few susceptible persons associated with some additives, especially coloring agents, is a concern. However, most of these reactions are caused by ordinary food (see Food Allergy and Intolerance in Ch. 148).

The levels of poisonous or deleterious contaminants, such as pesticide residues, are also stringently regulated. Contaminants from certain foodstuffs cannot be completely eliminated without damaging the foodstuff. Levels considered safe by the FDA (tolerance levels) have been established for a variety of foodstuffs. For example, the residual tolerance level of aflatoxin (a fungal product that is found mainly in peanuts, especially if not fresh, and that is a known liver carcinogen in animals) is 20 ppb for peanuts and peanut products but 0.5 ppb for milk. The tolerance level is 0.5 ppb for lead in evaporated milk and 1.0 ppm for mercury in fish, oysters, clams, mussels, and wheat. In general, these levels have not caused illness or adverse effects in humans.

Выпишите из текста атрибутивные синтагмы. Единицами какого языкового уровня они являются? Какие способы выражения определения вы обнаружили?

Категориальная структура слова

Грамматическое значение – обобщенное отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное, стандартное выражение.

Faces, branches, pianos, oxen, salmon, sheep, deer, formulae, data, bases, phenomena, criteria

Все перечисленные слова передают грамматическое значение множественного числа имени существительного

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В этой системе определяющим является категоризирующий признак, например, обобщенное значение времени, лица, залога и т.п. Необходимым признаком грамматической категории является единство значения и его выражения в системе грамматических форм. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, например, грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи).

Парадигма – 1) в широком смысле – любой класс языковых единиц, противопоставленных друг другу, и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего – совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями; 2) модель и схема организации такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле – система форм одного слова.

Оппозиция – лингвистически существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания. С точки зрения отношений между членами оппозиция может быть 1) привативной, когда один член отличается от другого наличием или отсутствием различительной черты, которая называется коррелятивным признаком или маркой корреляции, члены же оппозиции называются маркированным или немаркированным; 2) градуальной или ступенчатой, когда члены отличаются друг от друга разной степенью выраженности одного и того же признака; 3) эквиполентной, когда члены практически равноправны.

Синтетические грамматические формы – морфологические формы, в которых основа неразрывно связана с формантами, представляющими грамматическую категорию.

Аналитические грамматические формы – формы, характеризующиеся раздельным выражением основного (лексического) и дополнительного (грамматического, словообразовательного) значения. При морфологической неизменяемости слова грамматические значения выражаются в его сочетании со служебными или полнозначными словами, порядке слов или интонации.

Способы формообразования

Аналитические

Синтетические

Внутренняя флексия (чередование)

Внешняя флексия (суффиксация)

Супплетивизм

Beautiful – more beautiful – the most beautiful

I do – I am doing

Begin – began – begun

Man – men

Spend – spent - spent

Heart – hearts

Ox – oxen

Say – said – said

Work – worked - worked

Go – went

Be – was

Good – better

Задание 1

Проанализируйте способы образования множественного числа исчисляемых существительных в английском и русском языках, опираясь на следующие примеры. Какие способы формообразования встречаются наиболее часто? Какие способы формообразования привязаны к определенным лексическим единицам? Какие способы формообразования присутствуют в одном языке, но отсутствуют в другом? Какие способы формообразования не используются ни в русском, ни в английском языке?

Русский язык

Английский язык

Яблоня – яблони, мышь – мыши, знамя – знамена, семя - семена, племя – племена, письмо – письма, человек – люди, ребенок – дети, день – дни, пень - пни, тень – тени,

Book – books, church – churches, ox – oxen, child – children, brother – brethren, man – men, goose – geese, mouse – mice, louse – lice, sheep – sheep, deer – deer, pen - pens

Задание 2

Проанализируйте способы образования степеней сравнения прилагательных в русском и английском языках, опираясь на следующие примеры и отвечая на следующие вопросы: 1. Какие способы формообразования используются в русском языке? От чего зависит использование того или иного способа формообразования? 2. Какие способы формообразования используются в английском языке? От чего зависит использование того или иного способа формообразования?

Русский язык

Английский язык

Злой – злее – злейший

- более злой – самый злой

- менее злой – наименее злой

Добрый – добрее – добрейший

- более добрый – самый добрый

- менее добрый – наименее добрый

Красивый – красивее – красивейший

- более красивый – наиболее красивый

- менее красивый – наименее красивый

Thick – thicker – the thickest

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->less thick – the least thick

Happy – happier – the happiest

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->less happy – the least happy

Clever – cleverer – the cleverest

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->less clever – the least clever

Narrow – narrower – the narrowest

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->less narrow – the least narrow

Polite – politer – the politest

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->less polite – the least polite

Stupid – more stupid – the most stupid

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->less stupid – the least stupid

Beautiful – more beautiful – the most beautiful – less beautiful – the least beautiful

Хороший – лучше – самый лучший

– более хороший – наиболее хороший

- менее хороший – наименее хороший

Плохой – хуже - самый худший

- более плохой – наиболее плохой

- менее плохой - наименее плохой

Good – better – the best – less good – the least good

Bad – worse – the worst – less bad – the least bad

Little – less – the least

Old 1)– older – the oldest – less old – the least old

2) – elder – the eldest

Far 1)- farther – the farthest – less far – the least far

2) – further – the furthest

Near 1)-nearer – the nearest – less near – the least near

2)- next

Late 1) later – the latest – less late – the least late

2) – last