«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.05.2009

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.03. 2007 г. №170 «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 14 марта 2007 г. N 170
"Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации"

В соответствии с пунктом 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080), и в целях дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи, в том числе гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.

Министр М.Ю. Зурабов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 мая 2007 г.
Регистрационный N 9409

Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации
(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 марта 2007 г. N 170)

1. Настоящий Порядок предназначен для организации деятельности врачебной комиссии, создаваемой в медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.

2. Врачебная комиссия создается в медицинских организациях с целью принятия решений по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

3. Врачебная комиссия состоит из председателя, одного или двух заместителей, секретаря и членов комиссии.

4. Председателем врачебной комиссии является руководитель медицинской организации или один из заместителей руководителя медицинской организации, имеющий высшее медицинское образование.

5. Заместителем председателя врачебной комиссии является заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части, который осуществляет свою деятельность в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, и (или) заместитель руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности, который осуществляет свою деятельность в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.

6. Секретарем врачебной комиссии является медицинский работник, имеющий среднее медицинское образование, обеспечивающий деятельность врачебной комиссии.

7. Членами врачебной комиссии являются врачи - специалисты (в том числе врач - клинический фармаколог) как из числа штатных сотрудников, так и других медицинских организаций.

8. Персональный состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации.

9. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления и настоящим Порядком.

10. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:
выдачу листков нетрудоспособности сроком более чем на 30 дней;
экспертизу временной нетрудоспособности, с целью определения необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу;
принятие решения о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе, при наличии у этого гражданина признаков инвалидности;
выдачу заключения о наличии у граждан медицинских показаний для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета;
выдачу медицинского заключения о характере и степени тяжести повреждения здоровья лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определение объема лечения лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
выдачу медицинского заключения о наличии у лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, медицинских показаний к определенному курсу медицинской реабилитации;
принимает решение о внеочередном оказании медицинской помощи отдельным категориям граждан;
принимает решение о применении лекарственных средств не входящих в стандарт медицинской помощи, в случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента;
принимает решение о выписке лекарственных средств, гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, применяемых по решению врачебной комиссии;
принимает решение об одномоментном назначении льготным категориям граждан:
- пяти и более лекарственных препаратов одному больному;
- наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, анаболических гормонов;
принимает решение о выписке наркотических и ненаркотических анальгетиков больным, страдающим онкологическими заболеваниями, по представлению лечащего врача без осмотра пациента;
осуществляет проверку обоснованности назначения и выписки лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и проводит плановые еженедельные или внеплановые проверки медицинской документации;
осуществление совместно с лечащим врачом медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение граждан, в том числе детей, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
выдачу заключений о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, другим категориям гражданам - в сложных и конфликтных ситуациях;
осуществление медицинского отбора больных после острого инфаркта миокарда, операций на сердце и магистральных сосудах, острого нарушения мозгового кровообращения, операций по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, панкреатита (панкреонекроза), после удаления желчного пузыря, беременных женщин групп риска, а также больных, пролеченных по поводу нестабильной стенокардии, по поводу сахарного диабета, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения);
выдачу заключений о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям;
выдачу заключений о возможности предоставления студентам академического отпуска по медицинским показаниям;
выдачу заключений о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов, в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускника;
рассматривает обращения граждан по вопросам качества лечебно-диагностических мероприятий.

11. Врачебная комиссия осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и актами федеральных органов исполнительной власти.

12. Врачебная комиссия проводит заседания на основании плана-графика заседаний врачебной комиссии, утвержденного руководителем медицинской организации. Внеплановые заседания проводятся по решению председателя врачебной комиссии, согласованному с руководителем медицинской организации.

13. Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало большинство членов врачебной комиссии, из числа присутствующих на заседании. Решение врачебной комиссии вносится в первичные медицинские документы.

14. По требованию лица, в отношении которого принято решение врачебной комиссии, выдается справка о решении врачебной комиссии, которая подписывается председателем (в случае его отсутствия - заместителем председателя) врачебной комиссии и удостоверяется печатью медицинской организации.

Приложение N 1
к Порядку организации деятельности
врачебной комиссии медицинской организации,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 14 марта 2007 г. N 170

Положение о заместителе руководителя медицинской организации по медицинской части

1. Настоящее Положение регулирует организацию деятельности заместителя руководителя медицинской организации по медицинской части.
2. На должность заместителя руководителя медицинской организации по медицинской части назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование.
3. Заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части назначается на должность и освобождается от должности руководителем медицинской организации.
4. Заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части является заместителем председателя врачебной комиссией и отвечает за организацию лечебно-диагностической работы медицинской организации, работу по контролю качества и эффективности профилактических, лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий и оценку обоснованности назначения лекарственных средств;
5. В своей деятельности заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления и настоящим Положением;
6. Основными задачами заместителя руководителя по медицинской части являются:
руководство профилактическими, лечебно-диагностическими и реабилитационными мероприятиями;
организация внедрения и применения в практике работы отделений, и кабинетов современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
обеспечение внедрения в деятельность медицинских организаций стандартов медицинской помощи;
оценка качества и эффективности профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий на разных сроках лечения, проводимых лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи;
проведение анализа заболеваемости прикрепленного населения, обеспечение разработки и реализации мероприятий по ее снижению;
обеспечение контроля за осуществлением медицинской деятельности подразделениями медицинской организации и отдельными специалистами;
разработка и организация мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению;
оценка эффективности проводимых индивидуальных программ реабилитации;
организация врачебных конференций по вопросам повышения и обеспечения качества профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий;
взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции;
участие в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам оказания медицинской помощи населению;
контроль за деятельностью медицинских работников в пределах своей компетенции;
контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по вопросам, относящимся к компетенции.

Приложение N 2
к Порядку организации деятельности
врачебной комиссии медицинской организации,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 14 марта 2007 г. N 170

Положение о заместителе руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности

1. Настоящее Положение регулирует организацию деятельности заместителя руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности.
2. На должность заместителя руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование и прошедший специализацию по экспертизе временной нетрудоспособности.
3. Заместитель руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности назначается на должность и освобождается от должности руководителем медицинской организации.
4. Заместитель руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности является заместителем председателя врачебной комиссией по экспертизе временной нетрудоспособности, а так же по определению профессиональной пригодности некоторых категорий работников и иных медико-социальных вопросов.
5. В своей деятельности заместитель руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития, нормативными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления и настоящим Положением;
6. Основными задачами заместителя руководителя по экспертизе временной нетрудоспособности являются:
контроль за организацией и проведением экспертизы временной нетрудоспособности в медицинской организации;
проведение анализа заболеваемости населения с временной утратой трудоспособности, первичного выхода больных на инвалидность, обеспечение разработки и реализации мероприятий по их снижению;
участие в подготовке документов, регламентирующих организацию и проведение экспертизы временной нетрудоспособности;
оценка экспертной деятельности лечащих врачей и организация работы по экспертизе временной нетрудоспособности заведующих отделениями медицинской организации;
контроль за обоснованностью выдачи и продления листков нетрудоспособности;
обеспечение повышения квалификации специалистов медицинской организации по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
организация врачебных конференций по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;
принятие участия в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;
внесение в установленном порядке предложений по вопросам входящим в компетенцию;
контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы;
осуществление взаимодействия с бюро медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, другими медицинскими организациями и учреждениями социальной защиты населения по вопросам, относящимся к его компетенции.
При отсутствии указанной должности в штатном расписании медицинской организации выполнение функциональных обязанностей заместителя руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности возлагается на заместителя руководителя медицинской организации по медицинской части или руководителя медицинской организации.